Занятия математикой могут быть с успехом использованы для воспитания у детей культуры труда. Известно, какие высокие требования предъявляет арифметика к точности вычислений, измерений, четкости формулировок, аккуратности записей. Выполняя те или иные вычисления, дети не раз на собственном опыте убеждаются, к каким серьезным ошибкам может привести простая неаккуратность. Стоит только при складывании «столбиком» не совсем точно записать числа одно под другим или нечетко записать цифру, как это порождает ошибки. Как бывает досадно ученику, когда при абсолютно правильном ходе решения трудной задачи он получает неправильный ответ только потому, что, например, нечетко записанную единицу принял при подсчетах за семерку, или, решая сложный пример на умножение многозначных чисел, допустил ошибку в сложений только из-за того, что неаккуратно записал число.
Высокие требования, которые предъявляет учитель к записям на доске и в тетрадях, становятся в таких условиях понятными для детей — их целесообразность и необходимость не вызывает у школьников сомнений. Это создает благоприятные условия для воспитания у детей привычки к чистоте, опрятности, аккуратности записей, привычки, имеющей большое воспитательное значение. Ведение тетради требует не только аккуратности и четкости записей, но и умения рационально расположить их на странице (при решении нескольких столбиков примеров, при записи решения задачи, требующей письменных вычислений, при выполнении чертежей, иллюстрирующих условия задачи, и т. п.).
Навыки, приобретаемые детьми в ходе систематической работы такого рода, также относятся к культуре труда. Такие навыки необходимы каждому инженеру, архитектору, рабочему — всем тем, кто встречается в своей деятельности с необходимостью наглядно, ясно, четко изобразить на бумаге с. помощью схем, графиков, чертежей, записей результаты своей творческой мысли.
Вычисления и измерения, с которыми детям постоянно приходится иметь дело в процессе обучения математике, могут быть использованы для воспитания у детей чувства ответственности, привычки к точности.
В ходе обучения началам математики открываются возможности для формирования у детей умения проверять себя. Овладение навыками самоконтроля — одна из серьезных воспитательных задач. Систематически предъявляемые детям требования проверки полученного результата должны в конечном счете привести к выработке привычки к самоконтролю, значение которой для любой учебной и трудовой деятельности трудно переоценить.
Из сказанного видно, что занятия математикой в начальных классах могут дать многое для формирования навыков культурного труда и воспитания соответствующих привычек.