Нередко требования к обучению формулируются следующим образом: нужно обучать так, чтобы усвоение было сознательным, активным, чтобы оно было связано с жизнью. И соответствии с этим выдвигаются и раздельные принципы обучения: сознательности, активности и связь с жизнью. Но, раскрыв психологические закономерности, которые скрываются за этими требованиями, можно убедиться, что эти принципы неразрывно связаны друг с другом: один в качестве необходимого условия предполагает два других, и ведущее место занимает принцип связи с жизнью. В самом деле, усвоить сознательно — это значит понимать, как использовать то, что усваивается, в жизни, каковы возможности применения полученных знаний в практической деятельности. Таким образом, принцип связи обучения с жизнью непосредственно определяет содержание принципа сознательности, а последний, и свою очередь, неотделим от принципа активности, поскольку полная сознательность усвоения может быть достигнута учеником только при условии, если он не пассивно воспринимает новый материал, а активно оперирует им.
Так, например, переместительный закон сложения будет сознательно усвоен учеником лишь в том случае, если ученик неоднократно убеждался на практике, что от перестановки слагаемых сумма не изменяется.
- Активность оказывает положительное влияние не только на процессы мышления (когда от ученика требуется овладение Понятиями), она повышает также способность к запоминанию и усиливает прочность запоминания.
- Активные упражнения в процессе обучения — важнейшее условие сознательного усвоения материала.
При изучении арифметики необходимо пробудить у детей стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более рациональными, более экономными.
Важно при обучении математике пробудить у школьников мысль, вызвать стремление преодолевать трудности в решении разнообразных задач, искать творческие пути решения их. Пробуждение такой деятельности неразрывно связано с формированием стойких интересов, какие обычно называются познавательными, поскольку они связаны с самим процессом познания изучаемой науки.
Здесь опять-таки мы сталкиваемся с принципом активности и сознательности в их тесной связи друг с другом. При этом в содержании этих принципов открывается новая сторона.
Сознательное усвоение предполагает не только работу ума, но активную деятельность всей личности ученика, непосредственное участие его воли, чувств; оно предполагает формирование определенного эмоционального отношения к процессу учения.
Чем выше мастерство педагога, тем лучше он умеет организовать процесс добывания знаний школьниками, достигая при этом не только передачи им необходимой суммы знаний, но и формируя активного человека коммунистического общества.
В этих условиях ученик не только приобретает знания, но он в процессе обучения овладевает методами и приемами добывания и применения знаний.
Именно эти два элемента необходимы для того, чтобы обучение носило развивающий характер. «Пустая голова не рассуждает» (П. П. Блонски), но, с другой стороны, знания могут стать «мертвым грузом», если человек не умеет их расширять и использовать.
Подобного рода умения нужно формировать у младших школьников систематически. Это значительно более трудная задача для учителя, чем простое сообщение знаний, предусмотренных программой.