При устном опросе, как было уже указано, высшая оценка (5) ставится в том случае, если ученик самостоятельно, уверенно разбирает предложения, правильно и полно отвечает на вопросы учителя, приводит примеры и практически владеет изученными грамматическими формами, правильно применяя их в своей речи.
Если ученик обнаруживает эти же знания, но при ответе допускает единичные негрубые ошибки и легко их исправляет при незначительной помощи учителя, то ответ его оценивается баллом 4.
Оценка 3 ставится в том случае, если ученик допускает ряд негрубых ошибок при ответе, хотя и исправляет их с помощью учителя, отвечает неуверенно, медленно, не всегда может привести пример, правильно применить в своей речи изученные грамматические формы.
Оценка 2 ставится, если ученик допускает единичные грубые ошибки или большое количество негрубых ошибок и не может их исправить даже при помощи учителя.
Оценка 1 ставится, если знания ученика ниже норм, указанных для оценки 2.
При учёте результатов контрольных диктантов и списывания установлены следующие нормы оценки.
В 1 клас с е (второе полугодие) — оценка 5 ставится за списывание и за диктант, в которых нет орфографических ошибок и которые написаны чисто и правильным почерком.
Оценка 4 ставится за списывание без ошибок, но с дефектами в почерке, и за диктант, написанный правильным почерком, но с 1 — 2 орфографическими ошибками.
Оценка 3 ставится за списывание с 1 орфографической ошибкой, за диктант с 3 — 4 орфографическими ошибками.
Оценка 2 ставится за списывание с 3 орфографическими ошибками, за диктант с 5 — 6 ошибками.
Оценка 1 ставится за списывание и за диктант, в которых количество орфографических ошибок превышает норму для оценки 2.
Во 2 кл ас се — оценка 5 ставится за списывание и диктант, если в них нет ошибок.
Оценка 4 — за списывание, в котором имеется не более 1 ошибки, и за диктант, в котором допущено не более 2 ошибок.
Оценка 3 — за списывание с 2 ошибками и за диктант, в котором не более 5 ошибок.
Оценка 2 — за списывание с 3 ошибками и за диктант, в котором не более 8 ошибок.
Оценка 1 ставится за списывание и диктант, в которых ошибок больше, чем указано для оценки 2.
В 3 и 4 классах оценка 5 ставится за списывание, в котором нет ошибок, и за диктант, если в нём имеется не более 1 ошибки на пунктуацию.
Оценка 4 — за списывание с 1 ошибкой и за диктант, если в нём допущено не более 2 ошибок орфографических и не более 2 ошибок на пунктуацию.
Оценка 3 — за списывание с 2 ошибками и за диктант, в котором не более 5 ошибок орфографических и не более 4 на пунктуацию.
Оценка 2 — за списывание с 3 ошибками и за диктант, в котором не более 8 ошибок орфографических и 5 пунктуационных.
Оценка 1 ставится за списывание и диктант, в которых ошибок больше, чем указано для оценки 2.
При оценке письменных работ принимается во внимание правильность почерка и аккуратность выполнения работ, как это указано в нормах для 1 класса.
Учителю предоставляется право, руководствуясь этими нормами, в некоторых случаях повышать или снижать оценку в зависимости от характера ошибок и от качества выполнения письменной работы.
Две работы, из которых одна, например, имеет 5 разнохарактерных ошибок, другая 6 (из них 3 — 4 однотипных), могут быть оценены одинаковой отметкой 3, потому что первый ученик, хотя и сделал меньше ошибок, но не усвоил большего количества правил.
Возможно допустить повышение оценки за работу, в которой преобладают негрубые ошибки (например, искажение слова вследствие явной описки).
Могут быть случаи, когда учитель снижает оценку за письменную работу, а именно:
а) если работа выполнена небрежно;
б) если в работе несколько (более двух) исправлений (зачеркиваний, поправок);
в) если ученик допустил грубые ошибки (на правила правописания, давно изученные и хорошо закреплённые).
При оценке письменного изложения нужно исходить из следующих соображений.
Оценку 5 следует ставить при условии, если рассказ понят правильно, содержание его передано верно, без фактических ошибок или неточностей, передано всё существенное; соблюдена последовательность; речь в изложении точная, связная, достаточно выразительная; отсутствуют недочёты в употреблении, расположении, в согласовании и управлении слов в предложении; отсутствует пропуск слов и лишние слова; отсутствуют орфографические ошибки и имеется не более одной пунктуационной ошибки.
Если рассказ понят правильно, содержание передано верно и в правильной последовательности, но имеются 1 — 2 стилистические ошибки и допущено не более 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, то за работу ставится оценка 4.
Оценка 3 ставится, если содержание понято и в основном передано правильно, допущены 3 — 5 стилистических ошибок, имеется не более 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибок.
Если в рассказе имеются существенные ошибки в передаче содержания, свидетельствующие о непонимании рассказа, изложение написано непоследовательно и бессвязно, имеется большое количество стилистических ошибок и ошибок орфографических (не более 8) и пунктуационных (не более 6), то за работу ставится оценка 2.
Оценка 1 ставится при полном неумении передать содержание рассказа, полной бессвязности изложения и при количестве орфографических и пунктуационных ошибок больше, чем указано для оценки 2.
При оценке сочинения в 3 и 4 классах следует руководствоваться этими же соображениями, и, кроме того, нужно учитывать ещё и следующие качества работы: соответствие сочинения теме, значительность содержания, живость изложения.
Количество орфографических ошибок в изложении и сочинении при каждой оценке должно соответствовать нормам оценки за диктант. При объёме изложения или сочинения, превышающем объём диктанта, установленный для данного класса, может быть допущено небольшое превышение количества орфографических и пунктуационных ошибок (на 1 — 2).
За изложение или сочинение, написанные орфографически неграмотно, нельзя ставить оценку 3, хотя бы со стороны содержания и стиля оно эту оценку и заслуживает.
При расхождении качества изложения материала и правописания учитель делает письменное разъяснение дополнительно к оценке, указывая, какая сторона письменной работы выполнена лучше и какая хуже.
Живость и образность языка в сочинении или изложении учащегося необходимо учитывать как дополнительное качество, дающее основание к повышению оценки на одну степень против нормы оценки, соответствующей количеству орфографических ошибок в данной работе.
При оценке изложения и сочинения, как и при оценке всех других письменных работ, принимаются во внимание правильность почерка и аккуратность выполнения работы.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова