Решение простых задач на умножение и деление является хорошим средством для ознакомления детей с зависимостью между величинами.
Когда ученики решают задачу: Купили 3 булочки по 2 руб. Сколько стоили все булочки?—они по цене и количеству купленных предметов находят их стоимость. Учитель обращает внимание детей на то, что известно в задаче (цена булочки и их количество), что надо узнать (сколько стоили все булочки, их стоимость).
Решая задачи о покупке других предметов и по другим ценам, дети приходят к обобщению, что по цене и количеству предметов можно узнать их стоимость, применив действие умножения.
Чтобы показать наглядно зависимость между ценой, количеством и стоимостью, учитель составляет таблицу, в которой записаны данные о покупке, например, цветных карандашей.
Цена | Количество | Стоимость |
5 руб. за карандаш | 4 карандаша | ? |
5 руб. | ? | 30 руб. |
? | 5 карандашей | 15 руб. |
По каждой строке этой таблицы ученики составляют простую задачу, решают ее и устанавливают, что известно в задаче и что надо узнать.
Учитель подводит детей к обобщению, что по цене и количеству предметов можно узнать их стоимость, по стоимости и цене узнать количество, по стоимости и количеству — цену.
Аналогичная работа проводится при ознакомлении детей с зависимостью между другими величинами, например между скоростью, временем и расстоянием.