Запись решения задачи может быть выполнена по-разному. В школе обычно применяются следующие формы записи решения задач (начиная с III класса):
- Запись арифметических действий, которые потребовалось вы полнить для решения задачи, и ответа.
- Запись арифметических действий, а после каждого из них к результату действия даются краткие письменные пояснения, что именно найдено при помощи данного действия; в конце записывается ответ задачи.
- Перед каждым действием записывается вопрос простой задачи, на которую расчленяется данная задача, на этот вопрос отыскивается ответ при помощи определенного действия.
- Сначала записывается план решения в виде последовательно пронумерованных вопросов, затем под соответствующими номерами действия и в заключение — ответ.
- Прежде чем приступить к решению задачи, ученик продумывает план ее решения и составляет числовую формулу, указывающую, в каком порядке, какие действия и над какими числами надо выполнить, чтобы получить ответ задачи.
Например, числовая формула решения задачи из предыдущей статьи составляется и записывается так:
Х = (38 — 4 х 5) : 3.
Запись решения задачи в виде числовой формулы сосредоточивает внимание ученика на последовательности действий, которые нужно выполнить для решения задачи, при этом ученик обдумывает, что узнает каждым действием, но не фиксирует этого в записи вопросов, что экономит время. Вычисления производит после записи числовой формулы.
Различные формы записи применяются в зависимости от особенностей решаемых задач, а также от того, на каком этапе овладения умением решать задачи того или другого вида находится ученик: вначале полезно решить несколько задач с записью вопросов, а затем с записью только действий. Большое значение имеет составление числовой формулы, предваряющей решение задачи.
Важное значение при самостоятельном решении задач учеником имеет самоконтроль. Умение предварительно «прикинуть» ответ, то есть установить, в каких границах должно находиться число, полученное в ответе, в соответствии с условиями и данными задачи, помогает оценить правильность ответа. Этим умением дети овладевают при разборе задач, устанавливая до решения приближенную оценку ответа.