Синтаксис в начальных классах

В начальных классах программа по синтаксису невелика по объёму. Предложение и его основные формы (простое нераспространённое и распространённое, повествовательное, вопросительное и восклицательное, простое и сложное), члены предложения (главные и второстепенные, однородные), приёмы связи между словами и предложениями — вот круг вопросов, которые являются предметом обучения и которые излагаются в начальных классах в элементарной форме. Однако удельный вес всех этих вопросов очень значителен. Синтаксис является той основой, на которой ведётся обучение языку и развитие речи. Не случайно с самого начала в 1 классе идёт речь о предложении и эта тема постепенно развивается на протяжении всего курса начальной школы. На протяжении 2 4 классов важнейшей темой являются члены предложения и связи между словами. Этим подчёркивается всё значение данных вопросов для обучения русскому языку. Вне предложения нельзя рассматривать и другие грамматические темы (например, части речи, изменения по падежам); вне предложения нельзя развивать устную и письменную речь детей.

Иногда недооценивают значение синтаксической и пунктуационной работы в начальных классах, полагают, что она должна иметь место главным образом в V1 V2 классах. А между тем синтаксический строй речи учащихся начальных классов — важный показатель уровня их речевой культуры: по синтаксису письменных работ в значительной степени можно судить о степени речевого развития детей; пунктуация тоже важный элемент письменной речи. Ошибка в согласовании и управлении, в построении предложения, в знаках препинания не менее серьёзна и опасна, чем ошибка в орфографии, так как свидетельствует о недостатках письменной (а иногда и устной) речи, об отсутствии навыков литературно, связно и толково излагать мысли.

Теоретическая сторона синтаксических занятий нуждается в немногих замечаниях. Прежде всего надо помнить, что определения предложения и членов предложения необходимо строить на логической основе: предложение передаёт законченную мысль; подлежащее — слово, которое обозначает то, о чём говорится в предложении; второстепенные члены предложения определяются по смысловым вопросам: гд е ? куд а ? откуд а ? ко – гд а? п оче му? как ? и т. д. Такое определение доступно учащимся 2 класса, где проходят темы: «Предложение», «Подлежащее», «Сказуемое». Однако учитель должен помнить, что между логическим содержанием мысли и её грамматическим выражением полного тождества нет. Например, хотя подлежащее говорит обычно о главном предмете речи, однако часто бывает и так, что этот главный предмет выражается второстепенным членом предложения: в предложении «Мы видим летящий самолёт» главным предметом является самолёт, однако с грамматической точки зрения слово самолёт — прямое дополнение. С точки зрения логической «летящий самолёт» — один предмет, с точки зрения грамматической здесь два члена предложения: дополнение и определение.

Следует подбирать материал так, чтобы вначале в предложениях не было случаев, подобных указанным. Например, если бы мы при объяснении, что такое подлежащее или сказуемое, дали предложение «Я вижу самолёт» (даже без слова «летящий»), то мы совершили бы ошибку потому, что с точки зрения правильно логически мыслящего ученика здесь говорится о самолёте, а «я вижу» — нечто добавочное. В дальнейшем же, когда дети укрепятся в понимании простейших форм предложения, можно вводить и такие предложения, как только что приведённое. Но это уже следующий этап обучения.

В 3 классе, когда учащиеся познакомятся с частями речи, с падежами, следует ввести чисто грамматический признак при распознавании членов предложения: подлежащее — именительный падеж, дополнение никогда не бывает в именительном падеже, глагол обычно бывает сказуемым. Так постепенно уточняется и углубляется понимание членов предложения.

С смысловой точки зрения очень важно уменье разбираться в второстепенных членах предложения. Основным приёмом при этом является постановка вопросов: где?, куда?, откуда?, когда?, как?, почему?, зачем? и т. п. Дети постепенно овладевают этим приёмом и, вместе с тем, распознаванием второстепенных членов предложения; эта тема не случайно разрабатывается на протяжении 2 4 классов. Во 2 классе это — пояснительные слова к подлежащему и сказуемому; в 3 классе это уже второстепенные члены предложения, относящиеся не только к главным, но и к другим второстепенным членам предложения; в 4 классе изучаются отдельные виды второстепенных членов предложения: определения, дополнения, обстоятельства. Следует научить детей ставить естественные смысловые вопросы, которые и должны вскрывать смысловые отношения между словами в предложении. С этой точки зрения важнее поставить вопрос и определить, что данным словом обозначается место, время, способ действия, принадлежность или качество, и т. п., чем установить, как назвать этот член предложения — дополнением, определением или обстоятельством.

Эти термины легко усвоить, если дети осмыслят явления, условно ими обозначаемые.

При изучении второстепенных членов предложения обычно затрудняют соотношения между членами предложения и частями речи. Ученики путают понятия: члены предложения и части речи. Эта путаница объясняется в значительной степени тем, что члены предложения изучаются независимо от частей речи. А между тем и при выяснении частей речи необходимо отправляться от членов предложения, а при выяснении и разборе членов предложения в 3 4 классах следует всегда ставить вопрос: какой частью речи и какой её формой они выражены? Между морфологическими и синтаксическими категориями существует известная связь. Определение выражается прилагательным (это наиболее характерный и обычный способ выражения); дополнение — существительным или местоимением в косвенном падеже; обстоятельство — наречием или существительным в косвенном падеже.

Кроме того, поскольку второстепенные члены предложения выражают отношения, их роль, как сказано выше, часто совпадает с ролью падежей. В ящике — выражены обстоятельство места и предложный падеж со значением места. Следовательно, определяя значения падежей, мы тем самым производим разбор по членам предложения.

При изучении синтаксиса очень важным вопросом является усвоение детьми связи между словами. Это имеет отношение к только что рассмотренной теме. Определить член предложения, значение падежа и т. п. невозможно без умения поставить вопрос и установить связь между словами. Очень важно, чтобы дети ставили вопросы не к слову, вырванному из предложения, а к слову в тексте, в зависимости от других слов предложения. Дети постоянно будут путать падежи и члены предложения, если, например, в предложении «Ученик купил карандаш» последнее слово будут разбирать так: карандаш — что ? Следует разбирать: ученик купил — что ?

Вопросами связи между словами следует заниматься не только тогда, когда они являются очередными темами для работы, но на каждом уроке по грамматике, особенно по синтаксису.

Только при постоянном внимании учителя к этим вопросам можно достигнуть прочных знаний и умений в этой области.

Однако самой важной стороной синтаксических занятий в начальном обучении являются упражнения в построении предложений. На практике часто при изучении синтаксиса так же, как и вообще грамматики, применяется главным образом разбор (предложений, членов предложений, связи между словами). Эти упражнения нужны, они естественны, просты, но они недостаточны.

Синтаксическим упражнениям в школе очень легко и в то же время совершенно необходимо придать практический характер, имея в виду развитие речи учащихся. Учитель должен строить свою работу по синтаксису так, чтобы: 1) она опиралась на имеющиеся у детей навыки речи, 2) учащиеся находили практическое применение полученных ими сведений по языку. Иначе сказать, нужна хорошая систематическая речевая практика, т. е. упражнения в выражении мыслей, в использовании изученных конструкций речи. Каждый урок по синтаксису ценен постольку, поскольку в нём использованы все возможности дальнейшего речевого развития учащихся.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment