К малокомплектным школам относятся такие школы, в которых учитель занимается одновременно с несколькими классами. Малокомплектные школы работают по программам, установленным для всех школ, и применяют в основном те же методы, что и в других школах, но организация урока в них имеет существенные особенности.
В школах с одним учителем и с составом не более 15 учеников учитель занимается со всеми классами в одну смену; если же в школе от 16 до 20 учащихся, то занятия ведутся в полторы смены: в течение первых двух уроков занимаются два класса, а к третьему уроку приходят ученики следующих двух классов, и занятия протекают одновременно с 4 классами. По окончании четырех уроков занятия продолжаются с двумя классами.
Многие учителя однокомплектных школ, избегая одновременных занятий с четырьмя классами, ведут работу не в полторы, а в две смены, работая одновременно только с двумя классами.
Двухкомплектная школа имеет двух учителей, и каждый из них занимается одновременно с двумя классами; один из учителей обычно ведет первый и третий классы, другой — второй и четвертый. Такое сочетание классов установлено на основе многолетнего опыта. Сочетание младшего и старшего классов для совместной работы диктуется тем, что ученики младших классов не имеют достаточного опыта и навыков в выполнении самостоятельных работ, в то время как ученики старших классов, имея опыт, могут успешно выполнять длительные задания даже в начале урока.
В расписании уроков арифметика, как правило, ставится на первом или втором уроке и, как исключение, может быть вынесена на третий урок.
В расписании существуют два варианта сочетания уроков в двух классах: соединение урока арифметики с другими учебными предметами и сочетание урока арифметики с таким же уроком в другом классе. Второй вариант получил в школьной практике более широкое применение. Он может быть рекомендован как наиболее рациональный.
В дальнейшем изложении все описания уроков построены с учетом одновременного проведения уроков арифметики в двух классах