В зависимости от содержания и цели урока в малокомплектных школах различаются четыре типа сочетания видов занятий на уроках математики:
1) во всех классах изучается новый материал;
2) в одном из классов изучается новый материал, а в другом — проводятся упражнения;
3) урок упражнений в обоих классах;
4) в обоих классах или в одном из них выполняются практические работы с выходом из классной комнаты.
По построению первый тип урока является наиболее сложным. Несомненно, труднее построить урок для двух и более классов, когда в каждом из них планируется изучение нового материала.
При подготовке к такому уроку возникает ряд вопросов: в каком классе начинать изучение нового материала? Какой из классов должен приступить к изучению нового материала на базе предварительной самостоятельной работы и какие для этого имеются возможности? Как подготовить детей к самостоятельной работе? С помощью каких методов объяснять новый материал и закреплять новые знания?
Допустим, что, занимаясь одновременно во II и IV классах, учителю нужно объяснить во II классе прием умножения круглых десятков на однозначное число, а в IV классе — прием деления трех и четырехзначного числа на трехзначное число.
Учебным материалом для объяснения и упражнений во II классе служат примеры и задачи № 115 — 120 (учебник для II кл.), в IV классе — примеры и задачи № 131 — 134 (учебник для IV кл.).
Учитель в этом случае может составить следующий план урока:
II класс | IV класс |
1. С учителем (5 — 8 мин.). Задания для самостоятельного восприятия нового учебного материала: а) прочитать условие задачи № 115 и определить, каким действием она решается; б) рассмотреть рисунок к ней и решение; в) переписать решение в тетрадь; г) по образцу решения примера 20 х 3 решить 4 примера из упражнения 117 (по. одному из каждого столбика). | 1. Самостоятельно (5—8 мин.) Прочитать по учебнику условие задачи № 131. Решить ее. Частное в примере 345 : 115 найти подбором. В оставшееся время решить тем же способом первые примеры из упражнения 132. |
2. Самостоятельно (15 мин.). Выполняя задание, дети читают условие задачи, рассматривают иллюстрацию к ней и решение. Переписывают это решение в свою тетрадь и по образцу примера 20 х 3 решают четыре примера: 10 х 2 = 20; 10 х 8 = 80; 20 х 2 = 40; 30 х 2 = 60 | 2. С учителем (15 мин.). На основе самостоятельной работы учеников объяснение способа нахождения цифры частного при делении трех-, четырехзначных чисел на трехзначные на примерах: 784 : 112; 5264 : 752; 4512 : 752. Вывод правила. Решение задачи № 133. Задание для самостоятельной работы: примеры № 132, задача № 134 Дополнительное задание для тех, кто успеет: решить задачу № 135. … |
3. С учителем (18 — 20 мин.). На основе самостоятельной работы учеников объяснение решения задачи и приема умножения круглых десятков. Проверка того, что выполнено детьми самостоятельно: внесение необходимых поправок, уточнений, исправлений, углубление некоторых понятий. Решение примеров на замену сложения умножением и наоборот. Решение задач устно и с записью действия. Задание для самостоятельной работы в классе и на дом. | 3. Самостоятельно (18—20 мин.). Выполняя задание, ученики решают примеры на деление из упражнения № 132 (2) и задачу № 134. При решении примеров дети применяют правила нахождения цифры частного путем деления сотен делимого на цифру сотен делителя. |
4. Самостоятельно (5 мин.). Решение задачи. | 4. С учителем (5 мин.). Выборочная проверка самостоятельной работы учащихся. Некоторые обобщения. Задание на дом |
Подобная схема урока применяется в том случае, когда в начале урока учитель занимается в младшем классе, а в старшем классе в это время проводится самостоятельная работа, рассчитанная на подготовку учащихся к усвоению нового материала. Приведенная схема урока является основной: младший класс чаще всего начинает урок с учителем, но можно и в младшем классе начинать урок данного типа самостоятельной работой.
Объяснение нового материала строится на базе ранее изученного детьми и только что воспринятого в процессе самостоятельной работы. Часто используются такие примеры и задачи, которые могут быть решены устно, и на основе полученных результатов делаются выводы и обобщения. Но когда учебный материал требует использования больших чисел и письменных вычислений, последние выполняются обязательно.
Изучению нового материала предшествует предварительная самостоятельная работа детей над этим материалом. Занимаясь с учителем, ученики анализируют результаты самостоятельной работы и готовятся к выводам и обобщениям.
В приведенном уроке во втором классе первая самостоятельная работа связана с первичным восприятием и осмысливанием нового для них учебного материала — умножения круглых десятков в пределах 100, вторая — закрепляющая новый прием умножения.
В четвертом классе первая самостоятельная работа готовит учеников к усвоению нового материала. Вторая самостоятельная работа преследует цели закрепления нового приема деления. После проверки самостоятельной работы делается вывод правила деления на трехзначное число. Во II классе последняя самостоятельная работа остается не проверенной. Она проста по содержанию и не вызывает у детей затруднений. Она как бы продолжает работу, начатую с учителем, и является закрепляющей.
Особенность уроков второго типа заключается в том, что учитель в одном из классов проводит изучение нового материала, а другой класс в это время выполняет различные упражнения, направленные на выработку навыков по теме, изученной на предыдущем уроке, на закрепление ряда навыков, полученных на нескольких предыдущих уроках, и на повторение ранее изученного по одной или нескольким темам.
Основная схема построения урока, где изучение нового учебного материала предусматривается в старшем классе, может быть изображена следующим образом:
Младший класс | Старший класс |
1. Самостоятельно (5 мин.). Подготовка учеников к работе с учителем по тексту учебника или по заданиям, за писанным на доске. | 1. С учителем (5 мин.). Подготовка учеников к выполнению самостоятельной работы. |
2. С учителем (10 мин.). Проверка самостоятельной работы (классной и домашней). Устный счет. одготовка учеников к выполнению самостоятельной работы. | 2. Самостоятельно (10 мин.). Выполнение задания, связанного с повторением ранее изученного, необходимого для изучения нового материала. |
3. Самостоятельно (15 мин.). Работа по учебнику с дидактическим материалом или выполнение заданий, записанных на доске. | 3. С учителем (15 мин.). Проверка самостоятельной работы (выборочно). Объяснение нового материала. Подготовка учащихся к выполнению самостоятельной работы. |
4. С учителем (10 мин.). Проверка самостоятельной работы, обобщения; устный счет; подготовка учащихся к выполнению самостоятельной работы в классе и дома. | 4. Самостоятельно (10 мин.). Закрепление знаний и умений, полученных при объяснении нового материала. |
5. Самостоятельно (5 мин.). Выполнение самостоятельной работы обобщающего характера. | 5. С учителем (5 мин.). Выборочная проверка самостоятельной работы; обобщения, выводы. Задание на дом. |
Используя приведенную схему, можно составить различные варианты уроков в зависимости от содержания учебного материала. Если изучение нового материала планируется в младшем классе, то учитель начинает урок работой в этом классе.
Урок этого типа состоит, как правило, из пяти этапов. Класс, в котором планируется изучение нового материала, работает с учителем в продолжение трех этапов, а в течение двух — работает самостоятельно. Другой класс на трех этапах выполняет самостоятельную работу и на двух — работает с учителем.
Класс, в котором планируется изучение нового материала, готовится на первом этапе к выполнению самостоятельной работы, включающей элементы повторения, необходимого для изучения нового материала, или самостоятельно знакомится с новым учебным материалом. Второй этап работы с учителем предназначается для объяснения нового материала и подготовки учеников к выполнению закрепляющей самостоятельной работы. Третий этап работы с учителем предусматривается для проверки самостоятельной работы, уточнений и первоначальных выводов.
Рассмотрим примерный урок второго типа в I — III классах с изучением нового материала в младшем классе.
I класс | III класс |
Тема. Сложение без перехода через десяток, когда сумма равна 20; например, 16 + 4 = 20. Цель урока. Ознакомить учеников с приемом сложения двузначного числа с однозначным. | Тема. Упражнения в решении примеров на деление, когда в середине частного встречается нуль. Цель урока. Научиться определять количество цифр в частном до выполнения действия и проверять результат умножением. |
Ход урока | |
1. Работа учителя с учениками (5 мин.). а) Устный счет: сколько единиц и десятков в числах 17? 12? 15? 11? 13? Какое число получится из 1 дес. и 6 ед.? 1 дес. и 8 ед.? 1 дес. и 1 ед.? 1 дес. и 5 ед.? б) Задание для самостоятельной работы: рассмотреть развернутое решение примеров №245 и подготовить устные ответы к примерам № 246. (Для счета использовать счетные палочки или счеты.) | 1. Самостоятельная работа (5 мин.) Решить примеры № 364 (1 и 2 столбики) и подготовить объяснение решения примеров первого столбика. Дополнительное задание: сделать проверку решения примеров № 364. (Задание записано на доске до урока.) |
2. Самостоятельная работа (10 мин.) Устное решение примеров №246 и примеров, указанных на доске; 14 = 1дес.4ед.; 1дес.2ед. = 12 13 =.. 1дес.9ед. = …. 18 = 1дес.6ед. = …. Дополнительное задание для выполнивших основное задание: придумать и решить по три примера на сложение с ответами 8 и 10. | 2. Работа учителя с учениками (10 мин.) а) Проверка самостоятельной работы. б) Решение у доски примеров № 364 с пояснениями решений (675 : 5 и др.). Составление и решение задач к примерам 456 : 4 и др. в) Подготовка учащихся к выполнению самостоятельной работы: анализ условия задачи № 398. |
3. Работа учителя с учениками (15 мин.) а) Проверка самостоятельной работы (с пояснениями, даваемыми учащимися). б) Объяснение нового материала: решение задачи № 245 (Какие кружки рисовала девочка? Сколько кружков белых? черных? Какой вопрос поставлен в задаче? Что нужно сделать, чтобы решить задачу? Как к 15 прибавить 5?. Решение устно примеров №250 с анализом (1 — 2 столбик). Вывод правила: как к 17 прибавить 3? и т. д. в) Задание для самостоятельной работы: из примеров № 250 (3—4 ст.) решить и записать те, у которых ответ — 20. | 3. Самостоятельная работа (15 мин.) Решение задачи № 398; краткая запись условия задачи; решение с записью вопросов и действий, с помощью которых данные вопросы, решаются. Решение примеров с проверкой: 515 : 5 315 : 3 630 : 6 630 : 5 324 : 3 324 : 4 Дополнительное задание: решить без плана задачи № 409 и № 410. |
4. Самостоятельная работа (10 мин.) Выполнение учениками заданий, данных учителем. Дополнительное задание: придумать задачу к примеру № 219 и записать решение. | 4. Работа учителя с учениками (10 мин.) а) Проверка самостоятельной работы. б) Устный счет: решение примеров на умножение и деление в пределах 100. На умножение круглых десятков в пределах 1000 в) Задание для самостоятельной работы в классе — решить задачу №407; дома — задачу №406 и №415. |
5. Работа учителя с учениками (5 мин.) Проверка самостоятельной работы; обобщение по теме урока. Домашнее задание: закончить решение примеров № 250 и составить свои 4 примера. | 5. Самостоятельная работа (5 мин.) Решение задачи № 407. |
Характерным для уроков данного типа является то, что в классе, в котором планируется изучение нового материала, урок начинается и заканчивается работой учителя с учениками. Это диктуется необходимостью подготовить учеников к восприятию нового материала и проверить качество его усвоения.
Третий тип уроков характерен тем, что во всех классах планируются только упражнения.
Основная схема уроков данного типа сводится к следующему:
Младший класс | Старший класс |
1. С учителем (15 мин.). Проверка домашнего задания. Упражнения в устном счете и подготовка учеников к выполнению самостоятельной работы. | 1. Самостоятельно (15 мин.). Выполнение заданий по учебнику или другим источникам. |
2. Самостоятельно (15 мин.). Выполнение заданий по учебнику или дидактическому материалу. | 2. С учителем (15 мин.). Проверка самостоятельной работы; устный счет; письменные работы; подготовка к выполнению самостоятельной работы. |
3. С учителем (10 мин.). Проверка самостоятельной работы, устные и письменные упражнения, обобщение и выводы; подготовка к выполнению самостоятельной работы. | 3. Самостоятельно (10 мин.). Выполнение работы по учебнику или заданий, указанных на доске, или работы с дидактическим материалом. |
4. Самостоятельно (5 мин.). Выполнение обобщающей самостоятельной работы; окончание работы, начатой с учителем. | 4. С учителем (5 мин.). Проверка самостоятельной работы; обобщение и выводы по уроку, задание на дом. |
Основные особенности урока третьего типа состоят в том, что время работы учителя между классами распределяется поровну, с небольшими отклонениями, каждый из классов выполняет более продолжительную самостоятельную работу; класс, начинающий урок с учителем, заканчивает его самостоятельной работой.
Периодически в каждом из классов практикуются длительные самостоятельные работы: в младших классах до 25 — 30 минут, а в старших — до 35 — 40 минут. На таких уроках в одном классе проводится проверка знаний и навыков учащихся по одному или нескольким разделам программы, а в другом— тренировочные, повторительные или творческие работы. К урокам данного типа относятся уроки с проверочными заданиями и в двух классах одновременно.
Особенность уроков четвертого типа заключается в том, что один из классов на таком уроке выполняет различные измерительные работы. Часть урока или весь урок он находится вне классной комнаты и выполняет задания под руководством учителя или самостоятельно. Иногда на таком уроке оба класса (старший и младший) выполняют измерительные работы совместно. Ученики старшего класса при этом выполняют роль помощников. Совместная работа старших и младших учеников над заданием в условиях малокомплектной школы весьма важный педагогический прием. Его всемерно следует поощрять, ибо весь процесс обучения и воспитания в малокомплектной школе протекает одновременно при наличии двух возрастных групп детей.
Рассмотрим основную схему плана урока четвертого типа, когда младший класс занимается учебной работой в классной комнате, а старший класс в течение 20 — 25 минут выполняет задание практического характера вне класса
Младший класс | Старший класс |
1, Самостоятельно (10—15 мин.). Выполнение учениками заданий по учебнику или дидактическому материалу, подготовленных на предыдущих уроках или дома. | 1. С учителем (10 — 15 мин.). а) Объяснение учителем цели работы, разбор заданий. б) Разбор и повторение приемов измерения. в) Распределение заданий по звеньям и подготовка учеников к выполнению заданий. |
2. С учителем (20— 25 мин.). Проверка самостоятельной работы классной и домашней (выборочно), устный счет, подготовка учеников к выполнению самостоятельной работы в классе и дома. | 2. Самостоятельно (20—25 мин.). Выполнение заданий практического характера звеньями по указанию учителя. |
3. Самостоятельно (10 мин.). Выполнение заданий по учебнику или творческого характера. | 3. С учителем (10 мин.). Отчеты учеников о результатах самостоятельной работы. Задание на дом. |
Для практической работы ученики распределяются по звеньям (3 — 4 человека в каждом). Когда выполняют задания на местности оба класса, то младший класс тоже делится на звенья, которые входят в состав звеньев старшего класса.
Урок делится на три этапа. Класс, выполняющий практические работы вне классной комнаты, начинает урок с учителем и заканчивает урок тоже работой с учителем.
Если оба класса выходят на открытую местность для измерения, то урок строится по следующему плану:
- Сообщение цели работы.
- Ознакомление учеников с заданиями по звеньям.
- Самостоятельная работа учеников звеньями.
- Проверка выполнения заданий по звеньям.
- Задание на дом.
Проверка самостоятельной работы проводится от звена к звену без нарушения работ в другом звене.
- В конце учебного года практические задания на местности целесообразно проводить на сдвоенных уроках, с перерывом для отдыха. Работа в таких условиях приобретает законченные формы и дает больший эффект.
- Ученики младших классов на таких уроках выполняют роль помощников. Их присутствие на уроке благоприятно отражается на дальнейшем изучении программного материала по арифметике.
Нами рассмотрены основные схемы уроков четырех типов. Каждая схема является примерной; в зависимости от содержания урока возможны отклонения в распределении времени учителя по этапам урока и в чередовании их. Практическое применение каждой из приведенных примерных схем является делом учителя. От цели урока и его содержания зависит построение урока.
В пределах одного типа уроков при творческом подходе к уроку можно иметь несколько вариантов, и все они могут быть целесообразными.
Выбор типа урока находится в зависимости от цели и содержания данного урока.
Построение урока по избранной схеме ведется с учетом распределения учебного материала для работы учителя с учениками и для самостоятельной работы. При этом учитывается подготовка к усвоению новых знаний, проведенная на предыдущих уроках.