В малокомплектной школе на каждом уроке большое место занимает самостоятельная работа учеников. При подготовке к уроку учитель строго разграничивает этапы урока, определяет необходимое количество времени на каждый этап и насыщенность каждого этапа учебным материалом.
Урок начинается в одном классе с самостоятельной работы учеников, в другом — с детьми занимается учитель.
Уроки, на которых изучается новый материал, обычно строятся по такой схеме:
- Подготовка детей к восприятию нового материала.
- Объяснение учителем нового материала.
- Упражнения, закрепляющие первоначальное знакомство с учебным материалом.
- Подготовка учеников к самостоятельной работе.
- Выполнение самостоятельной работы.
- Проверка самостоятельной работы.
- Подготовка учеников к выполнению домашнего задания.
Уроки, на которых проводятся тренировочные упражнения, имеют иную структуру:
- Устные упражнения с элементами проверки домашнего задания.
- Подготовка учеников к самостоятельной работе.
- Выполнение самостоятельной работы.
- Проверка самостоятельной работы.
- Подготовка детей к выполнению домашнего задания.
Указанное чередование этапов урока может изменяться в зависимости от содержания учебного материала и сочетания его с материалом, изучаемым учениками другого класса.
Качество урока во многом зависит от правильного распределения времени занятий учителя с учениками одного и другого класса, от правильного подбора учебного материала для каждого периода урока, от методов объяснения и упражнений, от организации самостоятельной работы детей.
При подготовке к уроку учитель намечает цель урока, определяет содержание учебного материала для каждого класса, подбирает материал по учебнику или из других источников, устанавливает связь нового учебного материала с предыдущим и с тем, что последует за ним.
Поурочный план обычно пишут на одной или двух развернутых страницах тетради, причем, если учитель одновременно работает с двумя классами, страница делится на две части, а если — с четырьмя классами, то две страницы делят на четыре части.
В поурочном плане все записи хода урока в одном классе соответствуют записям в других классах.
Приведем примерную схему, которой придерживаются, планируя уроки одновременно в двух классах:
Младший класс | Старший класс |
Тема урока Цель урока | Тема урока Цель урока |
Ход урока | |
Работа учителя с ученикамиСамостоятельная работа учащичсяРабота учителя с ученикамиСамостоятельная работа учащихся | Самостоятельная работа учащихсяРабота учителя с ученикамиСамостоятельная работа учащихсяРабота учителя с учениками |
В младшем классе учитель начинает урок, непосредственно занимаясь с учениками, в старшем классе — самостоятельной работой учащихся. Оба класса имеют равное количество переходов от самостоятельной работы к занятиям под руководством учителя. Количество таких переходов на уроке не может быть постоянным, их может быть меньше, но не менее трех, и больше, но не более шести. Уменьшение количества переходов возможно в том случае, если один из классов выполняет длительную самостоятельную работу. Увеличение количества переходов чаще всего наблюдается на уроке, когда в одном или обоих классах планируется изучение нового материала. Но чрезмерное дробление урока на мелкие части нарушает целостность урока.
И в старшем классе урок может начинаться непосредственной работой с учителем; тогда младший класс начинает урок с самостоятельной работы.
При подготовке к уроку учитель намечает наиболее эффективные приемы работы, дающие возможность разумно экономить время в каждом классе и на каждом этапе урока. Учитель должен стремиться к тому, чтобы в каждом классе намеченное время выдерживалось и не вело к нарушению плана урока.