Звуки и слоги в начальных классах

zvuki i slogi v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Основная задача при изучении этого отдела курса грамматики заключается в том, чтобы дети поняли, что наша речь расчленяется на элементы, и умели расчленять речевой поток, целое высказывание на эти элементы, т. е. умели различать и выделять слова, слоги, звуки. Эту задачу школа начинает практически осуществлять уже в период обучения грамоте: звуковой анализ наряду с синтезом, как было сказано выше, лежит в основе этого обучения.

В послебукварный период, а также во 2 классе продолжается, но уже в более сложных формах, работа над звуковой стороной речи. После прохождения букваря в 1 классе дети продолжают делить предложения на слова, составлять из слов предложения, делить слова на слоги, составлять из слогов слова, делить слова и слоги на звуки, переводить звуки в буквы.

Теперь следует закрепить и углубить их первоначальные знания о слогах. Сколько раз откроем рот, во сколько тактов произнесём слово, сколько раз ударим, столько и слогов в слове. Если дети усвоили различие между гласными и согласными, тогда они будут легко определять количество слогов по количеству гласных в слове.

Учитель должен добиться того, чтобы учащиеся легко и безошибочно умели производить слоговый анализ слова, так как такое умение помогает не только чтению, но и письму и правописанию, в частности, это важно для правильного переноса слов с одной строки в другую.

Подсобными приёмами при делении слов на слоги могут быть: 1) дого- варивание и дописывание слогов (учитель показывает книгу и говорит первый слог кни-, дети договаривают и дописывают второй слог; даётся второй слог — дети придумывают первый слог, например даётся -ра, дети придумали: Шу-ра); 2) перестановка слогов (даётся: на-сос, составляется: сосна); 3) составление слов из данных слогов; например, из слогов мы, ма, лы, ма, по, ла составляются слова: мама мыла полы. Все эти приёмы основаны на анализе и на синтезе. Полезным приёмом является также сопоставление слов, сходных и отличающихся друг от друга одним слогом, например, берутся слова: крыша, крыло, крыса; выявляется, что общим слогом во всех этих словах является слог кры, вторые же слоги этих слов отличны.

При подборе слов с теми или иными слогами следует соблюдать известный порядок: сначала подбирать двусложные слова, затем трёхсложные и многосложные; сначала слова с открытыми слогами (тру-ба), затем слова с закрытыми слогами (труб-ка); сначала с твёрдыми согласными (у-гол-ки), затем с мягкими согласными (у-голь-ки) и т. д.

Из понятия о слоге легко вывести понятие о звуке. Уже в букварный период дети выделяют звук.

В послебукварный период в 1 классе, а затем во 2 классе идёт дальнейшее уточнение понятия о звуке и выработка умения расчленять слово и слог на звуки.

Умение расчленять слово и слог на звуки, выделять, произносить и слышать отдельные звуки имеет очень важное значение для письма. Многие из неуспевающих по правописанию делают ошибки даже в старших классах школы вследствие того, что не слышат в слове отдельных звуков, которые надо обозначать при письме, не умеют расчленять слово на звуки, различать их оттенки. Так, например, чтобы научиться писать й, надо уметь слышать й в противоположность и: сарай — сараи, мой — мои. Если дети научатся различать это на слух, они не будут делать ошибки и при письме. Для того чтобы научить детей ставить ь там, где он обозначает мягкость согласных, даже в простейших случаях (угольки), надо сначала научить различать на слух твёрдые и мягкие согласные. То же можно сказать о различении таких случаев, как солю и солью, лёд и льёт; пока дети не научатся слышать и осознавать различие между произношением каждой приведённой пары слов, они не научатся различать их и при письме.

Дети знакомятся с гласными и соглас ными звуками, различие между которыми устанавливается путём элементарного сравнения работы речевого аппарата при тех и других: гласный можно петь, гласный звук один может образовать слог; согласный произносится при более сдвинутых частях рта (губ, зубов, языка), он произносится обычно вместе с гласными; согласный звук один, без гласного, не составляет слога. Понимание этого различия даётся учащимся 1 класса без особого труда. Однако, если в дальнейшем не упражнять учеников в различений гласных и согласных, они ко 2 классу могут забыть то, что узнали в 1 классе.

Во 2 классе изучается правописание «сомнительных» гласных и согласных, а между тем некоторые ученики не умеют пользоваться правилами проверки потому, что они практически слабо различают гласные и согласные звуки.

Уже в 1 классе дети должны понять, что звуки и буквы не одно и то же. Звук произносят, поют, слышат, а букву пишут, видят, читают. Конечно, на этой ступени обучения не может быть и речи о сколько-нибудь полном знакомстве детей хотя бы с некоторыми соотношениями между звуками и их обозначениями на письме. Но всё же необходимо добиться того, чтобы учащиеся 1 2 классов практически понимали, что, например, в слове пить звуков три, а букв четыре, что, хотя мы пишем м в словах мал и мял одинаково, но в первом слове м произносится твёрдо, а во втором — мягко, что в словах стол и столы гласный произносится неодинаково, хотя пишется одинаково. Различие между звуками и буквами станет для детей ещё более ощутимым, когда они познакомятся во 2 классе с ударными и безударными гласными, «сомнительными» согласными, с «непроизносимыми» согласными. Чем старше класс, тем больше фактов расхождения между языком и письмом будут наблюдать дети.

Никакой классификации гласных и согласных звуков в начальных классах не даётся. Но на некоторых разрядах звуков надо всё же останавливаться, причём выбор этих разрядов определяется преимущественно задачами правописания. Гласные делятся на ударные и безударные, что обязывает изучить ударение и предполагает умение различать ударные и безударные. При изучении согласных устанавливают различие между твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими.

В программах начальных классов изучение удар ения относится к моменту, когда проходится правописание безударных гласных во 2 классе.

К объяснению ударения в слове подходят по-разному: одни рекомендуют начинать с сопоставления слов, имеющих одинаковый звуковой состав, но разное ударение и разное значение (кружки — кружки, замок — замк); другие, считая более лёгким усвоение звуковой стороны слова, рекомендуют для начала не брать случаи этого рода. Как показывает практика школ, лучше давать понятие об ударении сначала на двусложных словах типа зима, рука, сады, липа, щука, затем на трёхсложных, далее на словах с переходом ударения типа реки, реки, и только после этого полезно использовать сопоставление: сорок — сорок, Поля — поля, кружки — кружки. С подобными словами составляются предложения.

При выяснении того, что такое ударение, следует обращать внимание на более сильное (а не продолжительное, как иногда говорят) произношение одного слога в слове. При этом можно рекомендовать произносить слово так, как мы произносим его, когда хотим, чтобы нас слышали находящиеся вдали от нас: одни (ударные) слоги мы выкрикиваем, другие (безударные) могут произноситься тише, слабее. Например, когда мы произносим слово коза, то для того, чтобы нас слышали, мы с особой силой произносим последний слог, а не первый. Надо добиться, чтобы каждый ученик на слух умел различать ударный слог от безударного. Коллективное произношение слов при этом не рекомендуется, так как дети в таком случае произносят слова раздельно по слогам, делая на каждом слоге ударение: ко -за. Такое же произношение слов по слогам следует запрещать и при индивидуальном произношении, особенно когда дети учатся находить ударение в слове.

Учащиеся 2 класса ещё до прохождения темы о правописании безударных гласных должны уметь правильно и свободно расставлять ударения в словах, с которыми им приходится встречаться при чтении и которые они употребляют в собственной речи. Очевидно, дойти до такого умения они могут лишь при условии систематических упражнений. Сначала ученики определяют ударение в словах, произносимых учителем, затем в словах, произносимых ими вслух, затем в произносимых про себя. Очень важным способом на всех этих этапах обучения является сравнение одного и того же слова в разных формах и с разным ударением: учит — учить, носит — носить, колет — колоть; постепенно дети определяют ударение в любых словах и сами изменяют слова так, чтобы в производных словах менялось ударение.

Полезно в помощь орфографическим занятиям упражнять детей не только в расстановке и определении ударных слогов, но и в определении и подчёркивании безударных слогов. При этом не следует говорить о неясных звуках — правильнее говорить о безударных звуках. Пусть дети учатся находить безударные гласные. Опытные учителя заставляют учащихся во 2 классе (а иногда и в 3) в выполняемых ими в течение года письменных работах всегда ставить ударения в словах первых двух-трёх предложений и таким образом добиваются безошибочного различения ударных и безударных слогов и умения проверять правописание слов ударением.

Другая трудность, которую следует преодолеть учащимся 1 и 2 классов, — это различение тв ёрд ых и мягких согласных. Ещё в букварный период обучения дети практически учатся различать в произношении твёрдые и мягкие согласные. На таких примерах, как угол — уголь, брат — брать, кон — конь, ученик уясняет, что один и тот же согласный может быть и твёрдым и мягким. Затем это же положение выясняется на примерах вроде конь — коньки, огонь — огоньки, при этом и здесь полезно противопоставление банка — банька, уголки — угольки, редко — редька. Такого рода противопоставления дают возможность выяснить, что посредством твёрдых и мягких согласных различаются значения слов. Во 2 классе эта же тема изучается с привлечением более сложных примеров.

Своеобразие представляет выяснение твёрдости и мягкости согласных перед гласными: мал — мял, нос — нёс, пилу — пилю. Различие между словами каждой пары зависит от различия согласных звуков: м, н, л; в первых словах эти согласные твёрдые, во вторых — они мягкие. Различия же в гласных звуках здесь нет. Принятое у нас письмо вызывает ложное представление о том, что во вторых словах приведённых пар (мял, нёс, пилю) мы имеем дело не с мягкими согласными, а с мягкими гласными. Такое смешение звуков и букв, встречающееся и среди грамотных людей, внушается часто и школьникам: дети утверждаются в ложной мысли, что в данном случае мы имеем мягкие гласные звуки. Как указывалось выше, такие неправильные сведения нельзя сообщать детям.

Гораздо проще и легче усваивается детьми различие между звонкими и глухими согласными. В 1 классе понятие о них ещё не даётся, но различие между ними используется в интересах письма: дети видят, что б в слове дуб при письме сохраняется, хотя произносится на конце слова иначе (дуп). Во 2 классе уже устанавливается понятие о звонких и глухих согласных, а также правило их правописания. При этом рекомендуется прибегать к противопоставлению звонких и глухих согласных в таких словах, которые различаются только звонким и глухим согласным перед гласным; например, берутся такие слова: бил — пил, балка — палка, день — тень, жил — шил, жар — шар, голос — колос, кора — гора, зову — сову, розы — росы. Противопоставленные таким образом слова различаются и по значению, и изучение глухих и звонких согласных приобретает практический интерес. Лишь затем сообщается детям о совпадении звонких и глухих согласных на конце слова: труд — трут, молод — молот, роз — рос, луг — лук. Здесь уже совершается переход от грамматики к правописанию.

Хотя в программах 3 и 4 классов нет специальных тем, касающихся слогов и звуков, однако, в них имеются пункты, заставляющие учителя попутно работать и над этими темами в порядке повторения, углубления и уточнения. В 3 и 4 классах приходится продолжать работу над безударными гласными, над «сомнительными» согласными, над так называемыми непроизносимыми согласными в корнях слов. Совершенно очевидно, что без повторения того, что было пройдено в предыдущих классах о звуках гласных и согласных, в 3 и 4 классах обойтись невозможно. А такие орфографические темы, как правописание безударных окончаний имён существительных, имён прилагательных, глаголов, требуют того, чтобы дети умели отличать безударные гласные от ударных, сопоставлять безударные окончания с ударными и таким образом проверять правописание. Следовательно, опять надо вспомнить об ударении, о безударных гласных. Но эти темы теперь уже разрабатываются в приложении не к корням, а к окончаниям. Работая над правописанием приставок, учитель должен опять-таки использовать полученные ранее детьми знания об ударении, о безударных гласных, их умение сопоставлять безударные гласные с ударными (например, отнес — отнял, поднес — поднял, понес — понял). Согласные в приставках заставляют вернуться к звонким и глухим согласным, к оглушению звонких перед глухими, к озвончению глухих перед звонкими (например: подпилил, ср. подрубил; сбил, ср. срубил). Так имеющиеся знания применяются к новым явлениям.

Знания детей о звуковой стороне речи следует использовать для ис – пр авле ния недостатко в про изноше ния . Известно, что дети часто смешивают шипящие со свистящими (говорят сайка вместо шайка, зало вместо жало), не выговаривают р или л, не умеют произносить звонких согласных (например, говорят тело вместо дело), звука ы (говорят бил вместо был) и т. д. Эти недостатки очень мешают детям при чтении, письме, при общении с окружающими. Не прибегая к помощи специалистов, учитель может исправить многие недостатки, если он познакомит ученика с правильным положением языка и губ, заставит его подражать себе.

Знания по фонетике (о звуке, слоге, ударении) используются не только для письма и правописания, но и для выработки литер атурного пр о – изношения (орфоэпии). Специальных орфоэпических уроков проводить не следует, но учитель неустанно на всех уроках при чтении, при пересказах, ответах и т. п. исправляет ошибки детей в произношении и заставляет их произносить слова правильно, обращая при этом внимание на гласные, согласные и ударение.

Кроме того, программа по другим разделам грамматики вносит известный порядок и в занятия по произношению. Изучается, например, изменение имён существительных по падежам — следует обратить внимание детей и на то, как при этом изменяется или наоборот, сохраняется ударение в слове (рука — руки, руки; конь — кони; книга — книги; медведь—медведя, медведи), следить за правильной постановкой ударения при склонении и т. д. Изучаются местоимения — обязательно надо учить детей правильно произносить их: меня, мне, с ним, кого, что (што), чего (чево). При изучении глаголов обращается внимание на их правильное произношение: идёт, стоит, умываюсь, умывается (ца), умываться (ца).

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment