Занятия кружка физической культуры в начальных классах

zanyatiya kruzhka fizicheskoj kultury v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Кружок физической культуры организуется из старших учащихся (3 и 4 классов), допущенных врачом к занятиям физическими упражнениями и подвижными играми.

Занятия в кружке физической культуры дополняют и совершенствуют знания и навыки, получаемые детьми на уроках гимнастики и игр и на уроках лыжной подготовки.

Детям прививается любовь и привычка к систематическим занятиям физическими упражнениями и играми. В кружке воспитывается актив детей в помощь учителю для проведения внеклассных мероприятий по физическому воспитанию.

Кружком может руководить один из наиболее подготовленных в области физического воспитания учителей, организующий себе в помощь физкультурный актив.

Если желающих заниматься в кружке много, то учитель разбивает детей на группы. В каждой группе не должно быть более 15—20 человек.

Занятия кружка можно проводить один-два раза в неделю. В содержание занятий входят: гимнастические упражнения, упражнения, развивающие качества и навыки туристов-следопытов и игры на местности.

Кроме того, учитель может проводить с кружком прогулки (пешеходные и на лыжах), обучать детей катанию на коньках, а также разучивать для выступлений на праздниках вольные упражнения и построение пирамид.

Занятия кружка необходимо разнообразить. Одна часть занятий может проводиться по типу уроков гимнастики и игр, другая — представлять прогулки с играми и упражнениями на местности или с катанием на салазках; наконец, третьей разновидностью занятий могут быть подготовки к выступлениям (такие занятия следует заканчивать играми, выходом на каток и т. д.).

Длительность каждого занятия — 45—60 мин. Если же с членами кружка проводится прогулка, то время на такое занятие соответственно увеличивается. Учитель должен постепенно переходить от более простых, лёгких упражнений и игр к более сложным и трудным.

При этом следует учитывать физическую подготовленность и интересы занимающихся. В упражнениях, которые требуют быстроты, силы и выносливости, необходимо снижать нагрузку для девочек.

Игры с элементами порядковых упражнений . Выполнение команд: «Становись по сигналу» (построение на скорость в колонну по одному, в одну шеренгу, в течение заданного срока — 15, 10, 5 секунд), «Север, юг, восток и запад» (повороты на месте, налево, направо и кругом по указанию направлений сторон горизонта — игра на местности).

Подготовительные упражнения . Упражнения проводятся в форме парных или групповых игр-состязаний: «Кто из вас лучше, скорее, более ловко сделает то-то?», «Посмотрю, какая команда победит, набравши большее количество очков» и т. п.

Примеры: присев, разводя колени, попробовать дотронуться руками до поставленного сзади городка. Встав на колени, стараться прыжком перейти в основную стойку (встать). Перейти сначала одной, потом другой ногой через соединённые пальцами руки. Стоя спиной один к другому, зацепившись локтями, — садиться и вставать. Стоя лицом один к другому (ступни соприкасаются), сталкивать друг друга с места ударами ладони на высоте плеч. Стоя на пятках (ноги шире плеч), наклонить туловище вперёд, поднять с пола два бумажных шарика, выпрямиться и, устояв на пятках, сосчитать, не торопясь, до трёх. Стоя один правым, другой левым боком друг к другу (ноги шире плеч), соединившись руками, перетягивать друг друга. То же, стоя другим боком.

На каждом занятии можно проводить по 3—4 упражнения.

Ходьба. Выполнение заданий: Пройти за низким забором, по неглубокому ровику так, чтобы не было видно. Пройти возможно меньшим количеством шагов 20— 30 м. Пройти через натянутые поперёк верёвочки на разной высоте, не задев ни одной. Пройти с закрытыми глазами от одного пункта до другого (на расстоянии 10— 20 м), не уклоняясь от требуемого направления. Ходьба вперегонки на 30—40 м. Ходьба «след в след».

Бег. Бег с препятствиями (в форме игры «Палочка-выручалочка»). Бег с увёртыванием (в играх «Пятнашки», «Горелки»). Сделавши 20 шагов бегом, преодолеть возможно большее расстояние. Бег со скакалкой, с обручем, взапуски на 30 м. Ходьба и бег по ровной и умеренно пересечённой местности: 50 шагов ходьбы, 50 шагов бега попеременно, на дистанции 50 м.

Прыжки. Прыгать в глубину (в яму с песком), приземляясь на заранее начерченные кружки. Прыжки свободные через холмики, скамейки в играх типа эстафет. Прыжки через «ров» с помощью длинной палки. Встать на пень и спрыгнуть с него через натянутую верёвочку. Прыжки через бревно, опираясь руками (ноги слева или справа от рук — по заданию учителя).

Метания . Метания из различных положений (стоя, с колена, лёжа) еловых шишек, палочек в появляющуюся и скрывающуюся мишени («Кто более меткий?»). Метания в чучела, посаженные на ветки деревьев (сбить), в подвешенную старую кастрюлю (загреметь), в небольшое отверстие фанерного щита, заклеенное бумагой (прорвать). Метание снежков в круг, нарисованный на глухой стене (залепить), в фигуру из снега. Игра в городки и другие такого же типа народные игры.

Лазание . Влезание по ветвистому дереву. Влезание по наклонному стволу дерева. Перелезание через невысокие учебные заборчики или изгороди с помощью подсобного инвентаря или товарищей.

Упражнения, развивающие качества и навыки туриста — следопыта. Упражнения проводятся в форме состязания: «Кто лучше, кто быстрее?» «Сколько сломанных сучков было на показанной ветке?» «Группа скрылась в лесу и вернулась обратно: кого не хватает?» «Кто лучше опишет костюм только что прошедшего гражданина?» «Сколько труб (окон) в том доме?» «Сколько отдельных деревьев видно у опушки леса?» «Кто идёт вдали — мужчина или женщина?» «Что вы сейчас слышали?» «Какая птица сейчас пропела?» «С какой стороны слышится шум мотора?» «Идти за мной по лесу, ориентируясь на свисток, условный крик птицы».

«Разберите, чьи это следы?» «Сколько человек прошло только что по этой дороге?» «Передвигайтесь в кустарнике (в лесу, по снегу) без шума, хруста, разговора».

«Идите, по возможности, ближе за мной или впереди меня, но так, чтобы я вас не замечал» «Кто с разных сторон подкрадётся к белке на дереве так, чтобы её не испугать».

«Чем занималось здесь несколько, только что ушедших отсюда товарищей?» «Какие предметы они оставили после себя?» «Найти товарища по оставленным дорожным знакам и предметам».

«Идите по тем заметкам, которые я буду оставлять через каждые 15 шагов, и найдите меня; отправляйтесь через 10 минут после моего выхода».

Игра в «лисичку»: выследить «лисичку» (товарища) по оставленным следам: сломанным веткам, кусочкам бумаги (оставленным через 10—20 шагов).

«Станьте невидимками» (маскироваться на местности, используя её окраску, неровности, отдельные предметы).

Вольные упражнения и построение пирамид . Эти занятия проводятся чаше всего с целью подготовки к выступлениям на школьных утренниках. В течение двух занятий кружка возможно подготовить несложное вольное упражне-

 

image 185

Пирамиды.

 

ние из знакомых детям элементов, разучить построение двух-трёх пирамид.

Пример вольного упражнения с флажками: построение — разомкнутая колонна по четыре; исходное положение — стойка «смирно». Выполнение:

Первый такт. 1. Поднять руки вверх, через положение «в стороны», флажки скрещиваются над головой. 2. Руки в стороны — вверх. 3. Флажки скрещиваются над головой. 4. Руки в стороны — вверх.

Второй такт. 1. Через положение «руки вниз» вытянуть руки вперёд, приседание на носках, разведя колени в стороны. 2. Держать. 3. Встать, наклонить туловище вперёд, руки вытянуть назад. 4. Держать.

Третий такт. 1. С поворотом направо, левая нога позади на носке, выпрямиться, правую руку вытянуть вперёд, левую назад. 2. Держать. 3. Встать на левое колено, сменить положение рук. 4. Держать.

Четвёртый такт. 1. Встать на правую ногу, левую вытянуть назад, опереться левым флажком о землю, правую руку вытянуть вперёд, спину прогнуть, смотреть перед собой. 2. Держать. 3. Приставляя левую ногу к правой, выпрямиться в основную стойку. 4. Держать.

Повторить упражнение четыре раза.

Прогулки пешеходные и на лыжах . Осенью и весной можно совершать пешеходные прогулки-тренировки. Прогулки-тренировки могут проводиться по сухим дорогам, по шоссе с группами учащихся 3—4 классов в количестве 50— 60 человек на одного руководителя на дистанции до 3—4 км в оба конца.

Первые 500—600 м можно проходить в строю, обычным шагом; после небольшой остановки — второй километр проходится шагом и бегом попеременно (участники продвигаются врассыпную). На обратном пути идут то в строю, то врассыпную. Во время прогулок и экскурсий можно проводить элементарные игры с участниками — упражнения на наблюдательность, слух, внимание и более сложные игры на местности с правилами .

«Лыжная прогулка» — спокойный, кратковременный переход на лыжах по ровному или слегка пересечённому участку с проведением по пути простейших упражнений на наблюдательность, следопытство, ориентирование на местности.

Прогулки на лыжах организуются в выходные дни и во время зимних каникул. Как и в пешеходных прогулках, участвовать в них могут все желающие школьники.

При этом для учителя и для детей должна быть ясна цель каждой прогулки. Например, предварительное ознакомление с участком местности, где намечено проведение военизированной игры; наблюдение за зимней природой и т. п.

Прогулки на лыжах полезно сочетать с упражнениями и играми, о которых говорилось выше. Проводя зимние прогулки, надо предусматривать, чтобы на каждые 20—25 детей приходился один руководитель (учитель или кто-нибудь из старших).

В голове и в хвосте колонны лыжников становятся наиболее сильные лыжники. Руководитель прогулки наблюдает за всеми участниками. Он то перегоняет колонну и затем пропускает всех по очереди мимо себя, то задерживается сзади с отстающими, подбодряя их, и т. д.

Во время хода участникам не следует разрешать перегонять друг друга или выходить из строя. Детей надо приучать передвигаться не только по готовой лыжне, но и по целине; следует показывать, как можно проходить под ветвями деревьев, не стряхнув с них снега, обходить деревья при спусках с горок, путать и заметать за собой следы и т. д. Зимние прогулки следует заканчивать не позже 15—16 часов.

Коньки и салазки . Катание на коньках укрепляет здоровье и закаливает детей. Конькобежец упражняется в ловкости, точных, согласованных движениях, у него развиваются смелость, решительность, быстрота реакции. Все эти качества очень важно воспитывать у наших детей.

Кататься на коньках могут даже первоклассники.

Самые удобные коньки для начинающих «Снегурочка» или «Спорт». Многие катаются на самодельных коньках. Лучше, если первые попытки детей «ходить» на коньках будут производиться не на льду, а на утоптанном, плотном снегу. Вначале начинающему конькобежцу можно оказывать помощь, держа его за руку. Надо научить новичка отталкиваться поочерёдно то одной, то другой ногой, перенося тяжесть тела на опорную (скользящую) ногу, подавая при этом туловище вперёд.

Затем можно переходить с новичками на лёд, также оказывая вначале им поддержку, поочерёдно занимаясь то с одним, то с другим. Через несколько занятий дети будут уже самостоятельно совершенствоваться в торможении, поворотах и т. п.

В дальнейшем следует организовать с детьми коллективное посещение катка, а для тех, кто посещает каток в индивидуальном порядке, надо установить сроки катания, разъяснить, как лучше распределять время на катке.

Катанье с гор на салазках — полезное зимнее развлечение.

При катании с гор на салазках нормальному физическому развитию и укреплению здоровья детей способствуют не только неоднократные восхождения с санями на гору (что содействует укреплению сердца и лёгких), но и то, что, съезжая с горы, дети могут по заданию учителя (или по уговору между собой) проделывать много дополнительных упражнений, воспитывающих ловкость, отвагу, решительность. Например, подбирание по пути, или сбрасывание заранее поставленных или положенных по склону горки предметов, скатывание с метанием снежками и еловыми шишками в цель, сохранение равновесия в различных положениях — сидя, присев, стоя и т. п.

Организуя занятия на горке, надо следить за тем, чтобы очередные санки отправлялись с вершины только тогда, когда предыдущие достигли подножия горки. Учитель или его помощник должен находиться на вершине горки, регулируя движение салазок. Надо запрещать проезд, перебежки и переходы поперёк ската горы во время катания.

Слишком длительного пребывания детей на горке допускать не следует. Если, например, в течение часа каждому придётся раз по 12—15 скатиться с горки (а следовательно, и подняться столько же раз на горку с санями), то такую нагрузку надо считать вполне достаточной.

В зависимости от возраста детей и температуры воздуха, время пребывания детей на горке соответственно изменяется.

Лучшая температура для занятий на горке от -2—3° до -10—15° С.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment