Заключительная работа по прочитанному в начальных классах

zaklyuchitelnaya rabota po prochitannomu v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Работа, завершающая чтение художественных произведений, имеет целью усилить впечатление от прочитанного, оформить в некоторых обобщениях отношение детей к содержанию прочитанного, дать оценку поведению действующих лиц, наконец, в ряде случаев установить связь прочитанного произведения с другими известными детям произведениями, с личным опытом детей, с современной общественно-политической жизнью страны.

Существует ошибочное мнение, что в заключительной беседе по прочитанному сосредоточивается воспитательная работа.

Воспитательная работа осуществляется учителем в течение всего урока чтения. В частности в заключительной беседе дети подводятся к выводам и обобщениям, причём это имеет большое воспитательное значение при условии, если выводы делаются при активном участии самих детей, и если в дальнейшем устанавливается непосредственная связь этих обобщений с поведением детей в школе, дома, в общественных местах.

Содержание заключительной работы может быть весьма разнообразным. Чтение лирико-описательных стихотворений, например, хорошо заканчивать воспоминаниями о том, какие ещё стихотворения с описанием природы весной знают дети. После чтения наизусть нескольких таких стихотворений учитель проводит с детьми беседу о содержании отдельных стихотворений, о том, как описывается в них весенняя природа, обращает внимание детей на радостный тон этих стихотворений и т. д. В иных случаях чтение такого стихотворения целесообразно закончить сопоставлением его содержания с личным опытом детей. Дети, по предложению учителя, рассказывают о своих впечатлениях и переживаниях в связи с наступлением весны, стараясь при этом держаться ближе к теме прочитанного стихотворения.

В старших классах картины родной природы, изображённые в стихотворениях или прозаических отрывках, очень полезно сравнить в заключение с репродукциями картин русских живописцев. После того как дети молча, внимательно рассмотрят картину, учитель предлагает им высказать свои впечатления и затем посредством вопросов сопоставляет основное в содержании картины с содержанием прочитанного стихотворения.

Чтение и разбор басен и народных сказок целесообразно заканчивать беседой, в которой даётся окончательная оценка поступков и поведения персонажей. Давая оценку, дети мотивируют её, приводя конкретные факты. Учитель идейно направляет выводы детей. В заключение чтения ряда сказок о животных в младших классах проводится беседа с целью сравнения образов одних и тех же животных из разных сказок, известных детям. Учащиеся старших классов в заключительной беседе с интересом разбираются в том, что в сказке или басне является вымыслом, а что составляет её реальную основу, раскрывающую нравственную идею, её смысл.

Чтение произведений на темы из прошлого можно связать в заключительной беседе с современностью, лишь бы связь эта не была искусственной. Детям, например, нетрудно понять, что Маша из рассказа Л. Толстого «Пожар» является виновницей несчастья потому, что деревенские дети в то время были безнадзорны, и что теперь, при советской власти, ясли и площадки в колхозах в горячую летнюю пору обеспечивают присмотр и уход за малышами. Прочитав и освоив хорошо рассказ Чехова «Ванька Жуков», дети в заключительной беседе противопоставляют беспросветность Ванькиного существования радостному и счастливому детству советских детей.

Особый характер имеют беседы, заключающие чтение и разбор произведений на темы о Великой Отечественной войне.

В этих беседах учитель обращает внимание детей на особую силу советского патриотизма, выражающуюся в том, что, каждый советский человек, когда нужно, становится героем в борьбе за свою родину, защищая её социалистический строй. Эта идея доступна и младшим школьникам, если учитель раскрывает её на конкретном простом материале.

В книгах для классного чтения есть ряд рассказов на моральные темы, как-то: «Косточка», «Лгун», «Волшебное слово», «Честное слово» и др. Заключительной работой по таким рассказам может быть иной раз обсуждение конкретного случая из школьной жизни и сопоставление его со случаем, изображённым в прочитанном рассказе. При этом учитель должен проявить большую чуткость в отношении детей для того, чтобы таким обсуждением не вызвать у них тяжёлых переживаний.

Работа над художественным произведением не всегда заканчивается беседой. Часто работу надо продолжить в виде самостоятельного внеклассного чтения. Учитель даёт список произведений, которые дети в течение некоторого времени должны прочитать, систематически контролирует, как идёт чтение, а по истечении срока проводит с детьми беседу по прочитанным книжкам, сопоставляя их с произведением, прочитанным в своё время в классе. В 3 и 4 классах, а в ряде случаев и во 2 классе, заключительная работа может иногда выражаться в небольших письменных сочинениях на тему прочитанного в классе произведения. Это делается в тех случаях, если тема очень тесно связана с личными переживаниями детей. Например, прочитав и разобрав с детьми стихотворение «Мечты мальчика», учитель предлагает детям сочинение на тему «Мои мечты». Дети часто в таких сочинениях передают свои искренние заветные думы. Такие сочинения показывают учителю результаты его воспитательной работы. Так, например, в классе учителя, где вся воспитательная работа проводилась на высоком идейном уровне и класс представлял собой дружный детский коллектив, в каждом из сочинений на данную тему отразилась идея общественной значимости дела, которому в будущем мечтает посвятить себя школьник.

Заключительная работа по прочитанному требует от учителя большого умения, которое выражается в том, что всякий вывод, всякое обобщение не навязывается детям, а получается в результате суждений самих детей.

Только при этом условии выводы и обобщения, полученные в итоге объяснительного чтения, прочно и сознательно усваиваются детьми.

 

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment