Задачи общеобразовательной школы

zadachi obshheobrazovatelnoj shkoly Обучение в советской школе

«Образование, — говорит товарищ Сталин, — это оружие, эффект которого зависит от того, кто его держит в своих руках…». В руках Советского государства образование является оружием борьбы за коммунизм.

Советская школа воспитывает строителей социалистического общества, преданных партии Ленина — Сталина, ведущей наш народ к коммунизму.

Советская школа, руководствуясь во всей своей работе политикой партии и правительства, готовит высокообразованных строителей коммунизма, вооружённых теорией марксизма-ленинизма, воспитывает молодое поколение в духе коммунистической морали, в духе животворного советского патриотизма и советской национальной гордости, прививает учащейся молодёжи большевистскую идейность и принципиальность, ненависть ко всему старому, отживающему, реакционному, преданность новому, передовому, прогрессивному, формирует такие качества советского человека, как честность и правдивость, мужество и смелость, силу воли и твёрдость характера, бодрость и жизнерадостность, готовность преодолевать любые трудности, крепить силу и могущество социалистического государства, защищать его честь и независимость. Советская школа воспитывает молодое поколение в духе сталинской дружбы между народами СССР, в духе уважения ко всем народам, борющимся за своё освобождение от капиталистического и колониального рабства, прививает учащимся благородное чувство общественного долга, несовместимое с индивидуализмом и корыстолюбием буржуазной морали, воспитывает бережное отношение к социалистической собственности, уважение к советским законам и сознательную дисциплину, источником которой у советских людей является высокая идейность и преданность делу коммунизма.

Основным средством для разрешения школой всех этих задач является преподавание основ наук. Обучение вооружает учащихся знаниями, формирует их мировоззрение, воспитывает нравственные качества, отвечающие потребностям социалистического общества.

Чтобы обеспечить коммунистическое образование и воспитание молодого поколения, потребовалось коренным образом пересмотреть содержание учебных программ, всю систему организации обучения, а также строй и уклад жизни учащихся в советской школе.

Старая школа была школой зубрёжки, школой муштры, она заставляла людей усваивать массу ненужных, лишних, мёртвых знаний. Такую школу, указывал Ленин, необходимо разрушить, но вместе с тем надо уметь выбрать из неё то, что необходимо для коммунизма, уметь взять всю сумму человеческих знаний, предварительно критически переработав их.

Эти указания легли в основу построения школьных программ. Из них выброшено всё, что служило эксплоататорскому обществу; вытравлена реакционная фальсификация выводов науки, производившаяся в угоду классовым интересам буржуазии и помещиков; обеспечена подлинная научность знаний, способствующая формированию у учащихся марксистско-ленинского мировоззрения, усвоению ими советской идеологии. Переработка программ с точки зрения единственно научной теории, теории марксизма-ленинизма, заложила прочную основу развития советской, социалистической школы, успешного разрешения ею задачи воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм.

В советской школе ни один учебный предмет не может стоять в стороне от коренных задач коммунистического воспитания. Всё преподавание в школе пронизано духом партийности, большевистской идейности. Оно служит интересам народа и социалистического государства, способствует утверждению в сознании учащихся благородной и возвышенной советской идеологии. Воспитание проводится с учётом особенностей содержания каждого предмета и возрастных возможностей детей.

Важнейшей задачей воспитательной работы школы является воспитание советского патриотизма — одной из движущих сил развития нашего общества — и советской национальной гордости, предупреждающих проникновение в сознание молодого поколения низкопоклонства перед буржуазной культурой, раболепия перед иностранщиной, которое было реакционной традицией господствующих классов царской России и входило составной частью в идеологию внутренней контрреволюции после победы Великой Октябрьской социалистической революции.

Решающее значение для воспитания советского патриотизма и национальной гордости имеет ознакомление учащихся на уроках истории, Конституции СССР, литературы, географии с преимуществами советского социалистического строя перед строем капиталистическим; яркий показ героических подвигов советского народа в годы гражданской и Великой Отечественной войн, в годы выполнения сталинских пятилеток и восстановления разрушений, причинённых нашей стране немецко-фашистскими варварами; показ высокого морального облика советских людей; превосходства социалистической культуры и науки над буржуазной культурой и наукой; самоотверженной борьбы передовых деятелей прошлого и народных масс против царизма, крепостничества и капиталистической эксплоатации; показ руководящей и организующей роли партии большевиков, которая под водительством Ленина и Сталина привела советский народ к всемирно-историческим победам.

Развитию и углублению чувств советского патриотизма и национальной гордости способствует ознакомление учащихся на уроках физики, химии, естествознания, математики с великими деятелями русской и советской науки, обогатившими мировую науку величайшими открытиями и приумножившими славу народов нашей страны (Ломоносов, Менделеев, Лобачевский, Попов, Яблочков, Сеченов, Павлов, Мичурин и др.).

Знания, которые сообщаются учащимся в советской школе, необходимы им для жизни, для активного участия в социалистическом строительстве. Одновременно эти знания являются фундаментом для формирования марксистско-ленинского мировоззрения, большевистской идейности, моральных качеств советского человека. Без вооружения учащихся глубокими, сознательными и прочными знаниями школа не может вносить в сознание учащихся советскую идеологию, воспитать из них людей, творчески владеющих марксистско-ленинской теорией, — этим могучим средством социалистического преобразования общественной жизни, орудием построения коммунистического общества. Вот почему партия и правительство уделяют исключительное внимание улучшению качества обучения в школе, заботясь не только о программах и учебниках, но и об организации, о методах обучения, об усовершенствовании способов проверки и оценки знаний учащихся, о создании у них здоровых стимулов для более глубокого и основательного усвоения основ наук.

Советская школа ставит также своей задачей максимальное удовлетворение интересов молодёжи, расширение её общественно-политического кругозора, формирование индивидуальных интересов в различных областях науки, техники, литературы, искусства, спорта. В основном эти задачи разрешаются на уроках, ибо учебный план и программы нашей школы отражают все стороны многогранной социалистической культуры. Однако у учащихся есть и такие интересы, которые выходят за рамки учебных программ. Они зарождаются на уроках, под влиянием окружающей социалистической действительности, в процессе самостоятельного чтения и т. д. На удовлетворение этих интересов и запросов молодёжи направлена внеклассная и внешкольная работа. Формы её проведения отличаются большим разнообразием — кружки, лекции, доклады, литературные диспуты, экскурсии, концерты, спектакли, утренники, вечера, художественные олимпиады, спортивные соревнования, походы в целях изучения родного края, выставки творческих достижений и пр. Каждый учащийся добровольно, в соответствии с преобладающими у него интересами, включается в тот или другой вид внеклассной работы, развивает и совершенствует свои способности с тем, чтобы в дальнейшем использовать их для обогащения материальной и духовной культуры страны социализма.

Кроме школ, большую работу с учащимися во внеурочное время проводят детские внешкольны е учреждения — дворцы и дома пионеров, станции юных техников и юных натуралистов, дома художественного воспитания, экскурсионно-туристические станции, детские парки культуры и отдыха, стадионы, водные и лыжные станции, спортивные школы. В летнее время организуются детские площадки и пионерские лагери, ежегодно охватывающие несколько миллионов детей. Обширная сеть детских внешкольных учреждений — центральных, областных, районных — является гордостью советского общества и лишний раз свидетельствует о той величайшей ленинско-сталинской заботе, которой в нашей стране окружено подрастающее поколение будущих строителей коммунизма.

Школа готовит детей для трудовой жизни в условиях советского, социалистического общества, где массы принимают активное участие в управлении государством, имеют право на объединение в различные общественные организации, право участия в митингах, собраниях, демонстрациях и т. д.

Поэтому навыки общественной жизни, чувство коллективизма, умение сообща разрешать вопросы в интересах всего коллектива прививаются детям с самых первых шагов пребывания их в школе. Дежурства в классах, выборы и работа классных организаторов, старост кружков, комиссий по проведению различных массовых мероприятий, создание ученических комитетов, ведающих вопросами жизни всего ученического коллектива, — являются серьёзной школой общественного воспитания детей, постепенного приобщения их к последовательно демократическим порядкам, характеризующим советское общество, развития организаторских талантов и способностей, необходимых активным участникам социалистического строительства.

Наиболее активная, передовая часть учащихся, начиная с 9-летнего возраста, объединяется на добровольных началах в массовую детскую политическую организацию юных пионеров. Пионерская организация, всемерно развивая самодеятельность детей, осуществляет политическое воспитание своих членов, ведёт борьбу за высокую успеваемость пионеров, за глубокое усвоение ими основ наук, за укрепление сознательной дисциплины, за разумную организацию детского досуга.

Огромная роль в коммунистическом воспитании учащихся старших возрастов принадлежит школьным комсомольским организациям, объединяющим передовую, наиболее сознательную и политически активную часть учащихся, способную вести за собой весь ученический коллектив. Работа комсомольских и пионерских организаций составляет неотъемлемую часть всей работы школы по коммунистическому воспитанию учащихся.

Советская школа призвана воспитывать «отважное племя строителей социализма» (Жданов). Она успешно разрешает эту задачу, будучи вооружена передовой марксистско-ленинской педагогической теорией, вдохновляясь великими идеями построения коммунистического общества. Работники советской школы твёрдо помнят, что «советский строй не может терпеть воспитания молодёжи в духе безидейности, в духе безразличия к политике. Необходимо оградить молодёжь от тлетворных чуждых влияний и организовать её воспитание и образование в духе большевистской идейности» (Жданов).

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment