Советская школа всегда верно служила делу укрепления и развития советского строя, делу коммунистического воспитания подрастающих поколений, строителей коммунизма. Она выдержала историческую проверку как в годы мирного строительства, так и в годы Великой Отечественной войны, воспитав миллионы юношей и девушек нашей страны в духе животворного советского патриотизма, безграничной преданности благородным идеям партии Ленина — Сталина.
В условиях постепенного перехода от социализма к коммунизму, когда коммунистическое воспитание трудящихся и в особенности подрастающего поколения приобретает решающее значение, перед школой и учителем стоит задача повышения уровня идейно-воспитательной работы, дальнейшего усовершенствования обучения и воспитания учащихся.
Воспитание марксистско-ленинского мировоззрения имеет своей конечной целью выработку у учащихся системы взглядов и убеждений, обеспечивающих правильное, научное понимание явлений природы и явлений общественной жизни. Оно предполагает осознание учащимися превосходства советского социалистического строя перед капиталистическим, воспитание детей в духе политики большевистской партии и советского государства. Воспитывая учащихся в духе коммунистической сознательности, школа вырабатывает у них непримиримое отношение к буржуазной идеологии, к любым проявлениям безродного космополитизма, а также к безидейности и аполитичности.
Вполне понятно, что школа осуществляет все указанные выше воспитательные задачи с учётом возраста учащихся. Нельзя при этом забывать, что в общей системе коммунистического воспитания подрастающих поколений начальному обучению принадлежит ответственная роль: в эти годы закладываются основы коммунистического мировоззрения и нравственного поведения учащихся.
Велико также воспитательное значение общественно-полезной работы детей, способствующей развитию у учащихся патриотических чувств, общественной активности, вооружающей навыками общественной деятельности в коллективе.
Большую роль в идейном воспитании учащихся играет пионерская организация, детский коллектив. «Работа школьных и пионерских организаций является неотъемлемой частью всей воспитательной работы в школе, проводимой директором и учителями» (из постановления X2 пленума ЦК ВЛКСМ).
Таким образом, содержание школьного обучения, активные методы преподавания, внеклассная и внешкольная работа создают необходимые возможности для коммунистического воспитания учащихся.
Но эти возможности могут быть превращены в действительность лишь путём активного использования их каждым учителем в процессе преподавания, организации внеклассной жизни детей, повседневного целенаправленного воспитательного воздействия на них.
От личности учителя и его деятельности зависит успех воспитательной работы.
Только тот учитель способен воспитать учащихся в духе большевистской идеологии, который сам искренно предан делу коммунизма, вооружён знанием основ марксизма-ленинизма, имеет широкий кругозор, высокую специальную научную и педагогическую квалификацию и в своей повседневной учебно-воспитательной работе сознательно и настойчиво стремится к практическому осуществлению целей коммунистического воспитания.
У нас нет и не может быть противоречия между воспитательными задачами общества, школы и семьи.
Но в нашей общественной среде, в отдельных семьях есть ещё и отрицательные явления, связанные с наличием пережитков капитализма в сознании людей. Обязанность школы как государственного учреждения по обучению и воспитанию детей состоит в том, чтобы использовать положительные факторы социалистической общественной среды в целях коммунистического воспитания детей и противопоставить воспитательное влияние школы отдельным отрицательным явлениям среды, окружающей ребёнка.
Задача школы и учителя заключается в том, чтобы, формируя взгляды и убеждения своих воспитанников, постепенно привести эти взгляды и убеждения в систему, в целостное научное коммунистическое мировоззрение. Конечной целью воспитания является достижение такого уровня сознательности, при котором учащийся воспринимал бы требования советского общества, как свои собственные. В 1 — 4 классах можно говорить лишь о формировании элементарных основ коммунистической сознательности, учитывая объём знаний, степень умственного развития детей младшего школьного возраста.
В процессе многообразной учебно-воспитательной работы учитель систематически разъясняет детям те или другие нравственные нормы и требования.
Выполняя требования учителя и видя положительные результаты, ученик убеждается в целесообразности и разумности этих требований. Осознанные детьми требования учителя, родителей, детского коллектива постепенно приобретают характер убеждений.
Но для того чтобы руководствоваться убеждениями в своей жизни и своём поведении, необходимо иметь де й ств е нн о е ж ел ан и е поступать правильно, а также способность к в ол е в ым ус илиям , направленным на практическое осуществление требований коммунистической морали. К числу нравственно-волевых черт характера, которые необходимо воспитывать в подрастающем поколении для того, чтобы обеспечить единство сознания, убеждений и деятельности, поведения, следует отнести: большевистскую целеустремлённость и последовательность, инициативность и активность, настойчивость и решительность, выдержку и самообладание, смелость и мужество.
Стремление действовать в соответствии с правильно понятой целью, требованием делает поведение целеустремлённым. Последовательность заключается в единстве слова и дела, когда человек поступает в согласии со своими убеждениями. Решительность — это способность своевременно принимать и осуществлять обдуманные решения. Настойчивость также необходима для неуклонного осуществления принятого решения. Решительность и настойчивость способствуют преодолению трудностей, возникающих при осуществлении поставленных задач. Инициативность заключается в умении проявить почин в полезном деле, а самообладание выражается прежде всего в способности заставить себя выполнить то или другое требование или своё собственное решение, преодолев возможные противодействующие побуждения.
Дисциплина общественного долга тесно связана с проявлением смелости и мужества.
Осуществляя коммунистическое воспитание, учитель воздействует не только на сознание детей, но и на их чувства.
У детей следует воспитывать и развивать такие положительные чувства, как чувство чести и собственного достоинства, чувство симпатии к близким, товарищам, советским людям, трудящимся всех стран, борющимся против своих поработителей, а с другой стороны — чувство ненависти к врагам родины. В то же время у детей необходимо изживать такие чувства, как эгоизм, страх, самодовольство и другие отрицательные черты, являющиеся результатом неправильного воспитания.
Действенность убеждений, выработка необходимых нравственно-волевых качеств личности достигается путём пр иуч е ния учащихся к нравственному поведению, продуманной организацией всей деятельности детей в школе, в пионерском отряде и вне школы, путём систематических упражнений в выполнении элементарных норм коммунистической морали.
Успех работы школы и учителя в области воспитания коммунистической морали зависит от единства воспитательной системы, заключающейся в умелом сочетании методов воспитания коммунистического сознания и нравственных чувств, формирования нравственно-волевых черт характера, навыков и привычек коммунистического поведения.
Коммунистическая направленность обучения, личный пример и авторитет учителя, правильное сочетание основного метода воспитания — убеждения с принуждением, содержательная внеклассная и внешкольная работа, чёткий режим и распорядок всей жизни учащихся, сплочение детского коллектива, установление тесных взаимоотношений школы и семьи — таковы решающие условия успеха осуществления коммунистического воспитания учащихся.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова