Задачи и пути воспитательной работы. в начальных классах

zadachi i puti vospitatelnoj raboty v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Советская школа всегда верно служила делу укрепления и развития советского строя, делу коммунистического воспитания подрастающих поколений, строителей коммунизма. Она выдержала историческую проверку как в годы мирного строительства, так и в годы Великой Отечественной войны, воспитав миллионы юношей и девушек нашей страны в духе животворного советского патриотизма, безграничной преданности благородным идеям партии Ленина — Сталина.

В условиях постепенного перехода от социализма к коммунизму, когда коммунистическое воспитание трудящихся и в особенности подрастающего поколения приобретает решающее значение, перед школой и учителем стоит задача повышения уровня идейно-воспитательной работы, дальнейшего усовершенствования обучения и воспитания учащихся.

«…Наступило время, — говорил А. А. Жданов в докладе о журналах «Звезда» и «Ленинград», — когда необходимо поднять на высокий уровень нашу идейную работу. Молодому советскому поколению предстоит укрепить силу и могущество социалистического советского строя, полностью использовать движущие силы советского общества для нового невиданного расцвета нашего благосостояния и культуры. Для этих великих задач молодое поколение должно быть воспитано стойким, бодрым, не боящимся препятствий, идущим навстречу этим препятствиям и умеющим их преодолевать. Наши люди должны быть образованными высокоидейными людьми с высокими культурными, моральными требованиями и вкусами. Для этой цели нам нужно… воспитывать молодёжь в духе беззаветной преданности советскому строю, в духе беззаветного служения интересам народа».

Задача советской школы заключается в том, чтобы готовить молодёжь к активному участию в строительстве коммунистического общества. Для этого школа должна вооружить учащихся глубоким и прочным знанием основ наук, выработать у них марксистско-ленинское мировоззрение, воспитать подрастающее поколение в духе коммунистической морали.

Воспитание марксистско-ленинского мировоззрения имеет своей конечной целью выработку у учащихся системы взглядов и убеждений, обеспечивающих правильное, научное понимание явлений природы и явлений общественной жизни. Оно предполагает осознание учащимися превосходства советского социалистического строя перед капиталистическим, воспитание детей в духе политики большевистской партии и советского государства. Воспитывая учащихся в духе коммунистической сознательности, школа вырабатывает у них непримиримое отношение к буржуазной идеологии, к любым проявлениям безродного космополитизма, а также к безидейности и аполитичности.

Воспитание коммунистической морали включает в себя: воспитание советского патриотизма и национальной гордости, беззаветной преданности социалистической родине, советскому народу, великому делу партии Ленина — Сталина; формирование социалистического отношения к труду, общественной и личной собственности; воспитание социалистического гуманизма, сознательной дисциплины, коллективизма, чувства общественного долга и чувства чести; воспитание правдивости, честности, мужества и других нравственно-волевых качеств, характеризующих моральный облик советского человека.

Трудящиеся СССР являются активными и сознательными строителями коммунизма. Но некоторые советские люди ещё не освободились от пережитков капитализма, Существование этих пережитков связано не только с отставанием сознания части советских граждан от нового, социалистического общественного бытия, но также и с наличием капиталистического окружения, заинтересованного в насаждении буржуазной идеологии среди трудящихся нашей страны. Из среды взрослых пережитки старого проникают в сознание детей и подростков. Результаты этого влияния выражаются в недобросовестном отношении некоторых учащихся к учению, к труду, в недисциплинированности, небрежном отношении к школьному имуществу, в грубости по отношению к взрослым, своим товарищам, в неуважении к коллективу, в религиозных суевериях и предрассудках и т. п. Обязанность школы вести систематическую воспитательную, работу по искоренению пережитков чуждой идеологии в сознании и поведении детей. Большевистская партийность, высокая идейность преподавания — основа коммунистического воспитания школьников.

Вполне понятно, что школа осуществляет все указанные выше воспитательные задачи с учётом возраста учащихся. Нельзя при этом забывать, что в общей системе коммунистического воспитания подрастающих поколений начальному обучению принадлежит ответственная роль: в эти годы закладываются основы коммунистического мировоззрения и нравственного поведения учащихся.

В процессе преподавания отдельных учебных предметов учитель вооружает учащихся начальной школы знанием доступных пониманию детей явлений и фактов из области природы и общественной жизни. На этой основе у детей формируются элементы научно-материалистического мировоззрения, начинают вырабатываться коммунистические взгляды, убеждения и соответствующее им поведение. Каждый учебный предмет, преподаваемый в начальной школе, служит целям воспитания детей в духе коммунизма. Но общие задачи коммунистического воспитания решаются в преподавании того или иного предмета на различных этапах школьного обучения в особой, специфической форме, вытекающей главным образом из содержания обучения, сущности изучаемых явлений природы и общественной жизни.

Воспитание учащихся начальных классов осуществляется не только в процессе обучения, но и в процессе многообразной внеклассной и внешкольной воспитательной работы.

Активное участие детей в кружках, внеклассное чтение, проведение советских праздников, различные экскурсии, посещение кино, театров, музеев, картинных галерей, организация детского художественного творчества и самодеятельности, спортивные занятия и соревнования и т. п. являются важными средствами коммунистического воспитания учащихся.

Велико также воспитательное значение общественно-полезной работы детей, способствующей развитию у учащихся патриотических чувств, общественной активности, вооружающей навыками общественной деятельности в коллективе.

Большую роль в идейном воспитании учащихся играет пионерская организация, детский коллектив. «Работа школьных и пионерских организаций является неотъемлемой частью всей воспитательной работы в школе, проводимой директором и учителями» (из постановления X2 пленума ЦК ВЛКСМ).

Таким образом, содержание школьного обучения, активные методы преподавания, внеклассная и внешкольная работа создают необходимые возможности для коммунистического воспитания учащихся.

Но эти возможности могут быть превращены в действительность лишь путём активного использования их каждым учителем в процессе преподавания, организации внеклассной жизни детей, повседневного целенаправленного воспитательного воздействия на них.

От личности учителя и его деятельности зависит успех воспитательной работы.

Только тот учитель способен воспитать учащихся в духе большевистской идеологии, который сам искренно предан делу коммунизма, вооружён знанием основ марксизма-ленинизма, имеет широкий кругозор, высокую специальную научную и педагогическую квалификацию и в своей повседневной учебно-воспитательной работе сознательно и настойчиво стремится к практическому осуществлению целей коммунистического воспитания.

Школа и учитель не могут не учитывать в своей воспитательной работе влияния общественной среды на формирование сознания и поведения учащихся.

Наши дети на каждом шагу видят созидательный труд советских людей, наблюдают многообразную деятельность государственных, хозяйственных, общественных и культурных организаций, направленную на строительство коммунизма. Дети узнают многочисленные факты проявления подлинно сталинской заботы со стороны партии и Советского государства о росте материального благополучия, о повышении культурного уровня трудящихся. И это способствует делу коммунистического воспитания учащихся.

Велика роль и ответственность в воспитании детей новой советской семьи, занимающей принципиально иное положение, чем семья в буржуазном обществе.

У нас нет и не может быть противоречия между воспитательными задачами общества, школы и семьи.

Но в нашей общественной среде, в отдельных семьях есть ещё и отрицательные явления, связанные с наличием пережитков капитализма в сознании людей. Обязанность школы как государственного учреждения по обучению и воспитанию детей состоит в том, чтобы использовать положительные факторы социалистической общественной среды в целях коммунистического воспитания детей и противопоставить воспитательное влияние школы отдельным отрицательным явлениям среды, окружающей ребёнка.

Однако эти знания только тогда приобретают действенный характер, когда они превращаются в осознанные убеждения учащихся, служат руководством в их поведении. Можно знать, например, сущность требований советского общества к поведению человека в коллективе, но не руководствоваться этими требованиями в повседневной жизни.

Задача школы и учителя заключается в том, чтобы, формируя взгляды и убеждения своих воспитанников, постепенно привести эти взгляды и убеждения в систему, в целостное научное коммунистическое мировоззрение. Конечной целью воспитания является достижение такого уровня сознательности, при котором учащийся воспринимал бы требования советского общества, как свои собственные. В 1 4 классах можно говорить лишь о формировании элементарных основ коммунистической сознательности, учитывая объём знаний, степень умственного развития детей младшего школьного возраста.

В процессе многообразной учебно-воспитательной работы учитель систематически разъясняет детям те или другие нравственные нормы и требования.

Выполняя требования учителя и видя положительные результаты, ученик убеждается в целесообразности и разумности этих требований. Осознанные детьми требования учителя, родителей, детского коллектива постепенно приобретают характер убеждений.

Но для того чтобы руководствоваться убеждениями в своей жизни и своём поведении, необходимо иметь де й ств е нн о е ж ел ан и е поступать правильно, а также способность к в ол е в ым ус илиям , направленным на практическое осуществление требований коммунистической морали. К числу нравственно-волевых черт характера, которые необходимо воспитывать в подрастающем поколении для того, чтобы обеспечить единство сознания, убеждений и деятельности, поведения, следует отнести: большевистскую целеустремлённость и последовательность, инициативность и активность, настойчивость и решительность, выдержку и самообладание, смелость и мужество.

Стремление действовать в соответствии с правильно понятой целью, требованием делает поведение целеустремлённым. Последовательность заключается в единстве слова и дела, когда человек поступает в согласии со своими убеждениями. Решительность — это способность своевременно принимать и осуществлять обдуманные решения. Настойчивость также необходима для неуклонного осуществления принятого решения. Решительность и настойчивость способствуют преодолению трудностей, возникающих при осуществлении поставленных задач. Инициативность заключается в умении проявить почин в полезном деле, а самообладание выражается прежде всего в способности заставить себя выполнить то или другое требование или своё собственное решение, преодолев возможные противодействующие побуждения.

Дисциплина общественного долга тесно связана с проявлением смелости и мужества.

Осуществляя коммунистическое воспитание, учитель воздействует не только на сознание детей, но и на их чувства.

У детей следует воспитывать и развивать такие положительные чувства, как чувство чести и собственного достоинства, чувство симпатии к близким, товарищам, советским людям, трудящимся всех стран, борющимся против своих поработителей, а с другой стороны — чувство ненависти к врагам родины. В то же время у детей необходимо изживать такие чувства, как эгоизм, страх, самодовольство и другие отрицательные черты, являющиеся результатом неправильного воспитания.

Действенность убеждений, выработка необходимых нравственно-волевых качеств личности достигается путём пр иуч е ния учащихся к нравственному поведению, продуманной организацией всей деятельности детей в школе, в пионерском отряде и вне школы, путём систематических упражнений в выполнении элементарных норм коммунистической морали.

Успех работы школы и учителя в области воспитания коммунистической морали зависит от единства воспитательной системы, заключающейся в умелом сочетании методов воспитания коммунистического сознания и нравственных чувств, формирования нравственно-волевых черт характера, навыков и привычек коммунистического поведения.

Коммунистическая направленность обучения, личный пример и авторитет учителя, правильное сочетание основного метода воспитания — убеждения с принуждением, содержательная внеклассная и внешкольная работа, чёткий режим и распорядок всей жизни учащихся, сплочение детского коллектива, установление тесных взаимоотношений школы и семьи — таковы решающие условия успеха осуществления коммунистического воспитания учащихся.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment