Наиболее желательной формой внеклассной музыкальной работы с детьми являются хор и оркестр.
Хор занимается обычно два раза в неделю, поэтому участники хора могут работать над песнями более сложными, чем те, которые изучаются в классе, и песни могут исполняться на более высоком художественном уровне.
В хор должны приниматься дети, имеющие хороший слух (поющие верно) и чистый голос (не хриплый, не сиплый). В отдельных случаях можно принимать детей, не имеющих указанных данных, но имеющих большое желание участвовать в хоре. Эти дети в результате старания и настойчивости добиваются того, что не отстают от товарищей и являются ценными участниками хора.
Желательно, чтобы хор состоял из детей одного примерно возраста. Если школа большая и имеются параллельные классы, можно соединить 1 классы со 2, 3 с 4. При однородном составе легче подобрать репертуар, легче работать с хором. Если школа небольшая, можно для основного состава хора взять учащихся 3—4 классов и присоединить к ним лучших певцов из 1 и 2 классов. Хор 3 и 4 классов может петь более сложные песни и будет звучать более сильно, зато хор маленьких учеников 1 и 2 классов часто привлекает слушателей лёгким, нежным, чисто детским пением, детской непосредственностью исполнения.
В начале работы с хором надо взять песни несложные, одноголосные, на них проверить, что представляет собой хор в целом. Надо основательно и кропотливо работать над звуком, чистотой, слитностью звучания и т. д. Затем наряду с одноголосной песней проходятся двухголосные. По мере того как в детях развиваются хоровые навыки, усложняется и репертуар.
Не обязательно разучить в одно занятие одну какую-нибудь песню. Можно учить две песни параллельно, и это даже желательно, поскольку это внесёт разнообразие в занятия.
Хор выступает на школьных утренниках, на праздниках и часто вне школы. Хор должен выступать, чтобы показать свои достижения, свою работу. Это усиливает интерес детей к хору, воспитывает в них чувство ответственности. Но выступать надо только тогда, когда песня готова, хорошо отработана, когда дети поют её уверенно, свободно, выразительно.
Не надо выступать слишком часто — не более трёх-четырёх раз в год. Перед выступлением надо прорепетировать вход и выход детей. Организационная сторона имеет большое значение: хорошая организация хора, культурный внешний вид детей, их поведение, напряжённое внимание являются одним из необходимых условий успешного выступления. Кроме того, строгий порядок и организация имеют огромное воспитательное значение. Выступление хора должно проходить в обстановке некоторой праздничности, приподнятости, торжественности. После выступления следует обсудить с детьми, как были исполнены песни и что надо улучшить в дальнейшем.
Ор ке с тр организуется также из отобранных учеников.
В начальной школе нетрудно организовать ор ке стр уд ар ных и н – струменто в , так как он не требует специальной музыкальной подготовки и каждый из детей легко может принять в нём участие.
Задача оркестра — развить элементарные навыки в области музыкального слуха, памяти и ритма, помочь детям разобраться в строении музыкальных произведений, выработать у них навыки совместной игры.
Как и в хоре, в оркестре желательно объединять детей по классам (1 и 2, 3 и 4). Численность оркестра не должна превышать 15—20 человек. В состав ударного оркестра входят следующие инструменты: пионерский барабан — 1, тарелки (малого размера) — 1 пара, кастаньетты (одинарные) — 5, бубны (малого размера) — 1, треугольники (трензеля) — 3—5, колокольчики, бубенчики, погремушки — 10.
Кроме того, в оркестр можно вводить ксилофон, свирели, свистульки, гудки и другие инструменты. Для оркестра ударных инструментов обыкновенно выбираются пьесы подвижного характера (марши, пляски, танцы и т. д.).
Обыкновенно оркестр сопровождает музыкальное произведение, исполняемое хором или на каком-либо музыкальном инструменте (рояль, баян, домра, балалайка и т. д.).
В начале занятий учитель должен взять знакомое детям произведение, разобрать с ними его строение, размер, ритм и т. д. Затем надо познакомить детей с ударным оркестром, его составом и с характерными особенностями каждого инструмента. Необходимо указать, что оркестр ударных инструментов должен подчёркивать или оттенять характерные особенности музыкального произведения.
Затем учитель приступает к оркестровке произведения, широко привлекая к этому детей. В оркестре играет большую роль дирижирование, практическое ознакомление с которым является обязательным для каждого участника оркестра.
Несколько сложнее организовать оркестр народных инструментов . Однако при настойчивом желании школа может иметь и такой оркестр. В оркестр народных инструментов в основном принимаются учащиеся 3—4 классов.
В оркестре должно быть не более 15—20 детей. С первых занятий следует обратить внимание на правильную постановку рук. Шейка инструмента должна лежать между большим и указательным пальцами левой руки и слегка придерживаться верхним суставом большого пальца и средним суставом указательного пальца. Ладонь и кисть левой руки ни в коем случаете должны прикасаться в шейке инструмента. Ту часть кисти, где находится мизинец, нужно держать как можно ближе к грифу, для того чтобы этот более короткий палец мог, так же как и остальные, в согнутом состоянии свободно становиться сверху вниз на струны. Звук извлекается движением кисти правой руки. Локоть правой руки не следует прижимать к туловищу. При игре на домрах кисть правой руки лежит на струнах ниже подставки. Играющий держит медиатор концами указательного и большого пальцев (рука должна быть свободной — не напряжённой).
На балалайке указательный палец правой руки должен сильно сгибаться в последнем суставе. Вначале надо добиваться ровного звука на средних струнах, потом переходить к приёмам игры отрывисто. Далее необходимо познакомить детей со штрихами, с раздельным использованием каждого звука, останавливая движение медиатора, со связанным исполнением (легатто) и отрывистым исполнением (стакатто).
После этого надо познакомить детей с распределением пальцев по ладам в пределах первой позиции.
Позиции определяются положением указательного пальца на грифе: так, например, если указательный палец на первом и втором ладу, то такое положение называется первой позицией; на третьем или четвёртом ладу — второй позицией; на пятом и шестом ладу — третьей и т. д.
На всех домрах, кроме тенора и баса, пределом первой позиции считается седьмой лад. В течение всего периода обучения игре на том или ином инструменте необходимо работать над развитием техники пальцев левой руки.