Выразительное чтение в начальных классах

vyrazitelnoe chtenie v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Главным качеством чтения вслух является его выразительность. Выразительность чтения есть одно из проявлений сознательного чтения. Хорошо выражено может быть то, что хорошо понято.

Типичные черты хорошего выразительного чтения — простота, естественность. Читать выразительно — это значит читать так, как говоришь, без вычурности, без выкрикиваний. Такое выразительное чтение может быть только результатом ясного и правильного понимания читаемого текста. Оно, с одной стороны, позволяет судить о том, как дети понимают текст, а с другой — является средством для лучшего усвоения содержания текста. Выразительное чтение имеет большое воспитательное значение: оно развивает эмоциональное восприятие, устанавливает связь чтеца со слушателями. Наряду с этим оно способствует исправлению интонации речи учащихся, учит правильному произношению слов и выражений. Работа над выразительностью чтения в самом элементарном её виде начинается с работы над осознанием текста. Читая первые страницы букваря, дети знакомятся уже с интонациями радости, удивления, страха в междометиях ах, ух, ой и несколько позднее — в коротеньких вопросительных и восклицательных предложениях. На правильность интонации чтения таких предложений следует обращать самое серьёзное внимание. Учитель учит детей читать эти предложения, ориентируясь не только на формальную сторону — знак вопроса, восклицания, но и на самый смысл вопроса и восклицания, на то, какое содержание заключается в данном вопросе или восклицании — радость, гнев, удивление и т. д.

По мере развития навыка чтения учащиеся постепенно овладевают умением соблюдать простейшие правила грамматических логических и психологических пауз, логических ударений и интонаций. Грамматические паузы обусловливаются знаками препинания, логические — необходимостью отделить подлежащее с относящимися к нему словами от сказуемого с группою относящихся к нему слов. Так, в строке стихотворения «Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лёд» одна группа слов связана с подлежащим (мальчишек радостный народ), другая — со сказуемым (коньками звучно режет лёд). Несмотря на отсутствие знака препинания между ними, при чтении необходима пауза, которая ярче выделяет содержание подлежащего и сказуемого: «Мальчишек радостный народ / коньками звучно режет лёд».

Психологические паузы обусловливаются самыми различными обстоятельствами. Они как бы заставляют слушателя насторожиться, подготавливают его внимание к чему-то неожиданному. Естественна, например, пауза после наречия «вдруг»: «Вдруг / моя лошадь остановилась», или после сказуемого: «На краю поляны я увидел / большую серую собаку» и т. д.

Грамматическая пауза означает не только остановку, но и изменение высоты тона. На точке — самая длинная остановка и понижение тона, означающее собой окончание; на запятой — самая короткая остановка и некоторое повышение тона, как бы предупреждающее, что дальнейшее представляется наиболее интересным и важным, а потому и требующим особого внимания; на двоеточии остановка более длительная, нежели на запятой, но меньшая, чем на точке, и значительное повышение тона с целью привлечь внимание к дальнейшему.

Особенно важно привить детям умение правильно соблюдать паузы при чтении стихотворений. Поскольку каждая строка стихотворения является законченной ритмической единицей, в конце её необходима пауза, даже в том случае, если по знакам препинания и по смыслу паузы быть не должно. Например:

Вот один взмахнул лениво/

Крыльями, и вдруг/

Влага брызнула игриво/ Жемчугом вокруг/.

Если последняя строка требует паузы грамматической (точка), а вторая психологической (после «вдруг»), то в первой и третьей строках пауза обусловливается только законченностью стихотворной строки.

Под логическим ударением разумеется выделение голосом по силе и высоте тона, слов и выражений, имеющих в предложении существенное значение.

Логическое ударение, поставленное в одном и том же предложении на разных словах, изменяет смысл предложения. Это лучше всего объяснить детям на примере вопросительного предложения.

«Ты пойдёшь в кино?» «Ты пойдёшь в кино ?» «Ты пойдёшь в кино?»

Читая это предложение с ударением на различных словах, дети легко убеждаются в изменении смысла вопроса и ответа в зависимости от места логического ударения.

Интонация при чтении должна соответствовать содержанию: если в рассказе выражается сожаление, то и читать следует так, чтобы слышалось в голосе сожаление; если выражается приказание, то и читать надо так, как будто приказываешь; если действие развивается быстро, читать следует скорее, и т. п. Важно научить детей верно определять интонацию из содержания читаемого. Для этого учитель должен обращать внимание детей на характер читаемых ими фраз и отрывков и показывать на примерах, как то или иное содержание может быть отражено в интонации чтения.

В обучении чтению вообще, и выразительному в частности, большое значение имеет подражание чтению учителя. Но учитель допустит грубую ошибку, если будет учить детей выразительному чтению с голоса.

Такое чтение не может быть в полной мере сознательным. Основой для упражнений в выразительном чтении является смысловой разбор текста. Важно, чтобы дети, сначала под руководством учителя, а потом и сами, умели, исходя из смысла читаемого, находить при чтении правильную интонацию, выделять логические ударения и паузы.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment