Введение в понимание плана и карты в начальных классах

vvedenie v ponimanie plana i karty v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Географические экскурсии, самостоятельные наблюдения учащихся, работа с наглядными пособиями и, наконец, чтение дают яркие, образные представления об изучаемом географическом объекте.

Однако для полного овладения географическим материалом одних образных представлений недостаточно. Наряду с ними учащиеся должны приобретать пространственные представления. Так, например, вряд ли дети уяснят причины, по которым зима на южном берегу Крыма отличается особой мягкостью, если не представят себе взаимного расположения южного берега Крыма, Крымских гор и Чёрного моря.

Единственным источником, который может дать пространственные представления, является карта. Без карты нет подлинной географии. Но «читать» карту, извлекать из неё географические знания может лишь тот, кто знаком с её условным языком. Отсюда возникает задача — ввести учащихся в понимание плана и карты.

Решение этой задачи распадается на ряд последовательных этапов:

1.   Нахождение направлений на местности.

2.    Обозначение направлений на чертеже.

3.    Измерение расстояний на местности.

4.    Изображение измеренных расстояний на чертеже.

5.    Черчение и чтение простейших прямоугольных планов.

6.    Работа с топографическим планом.

Подготовка к чтению карты это не только приобретение знаний, но также и овладение навыками. Поэтому каждый из указанных выше этапов должен сопровождаться не только объяснениями учителя, но и выполнением детьми специальных упражнений как в классе, так и на местности.

Прежде всего надо научить детей определять направление по солнцу. В один из солнечных майских дней (т. е. в конце учебного года) учащиеся 2 класса, разбившись на звенья, выходят в 8 час. 30 мин. на площадку около школы.

Каждое ученическое звено (4 — 6 чел.) имеет: а) прямой шест длиной в 1 м; б) семь заострённых колышков длиной в 1 дм; в) отвес, состоящий из нити и грузика; г) шнур длиной в 2 м.

Звенья разрыхляют землю на указанном месте, вкапывают шесты (гномоны) на глубину 20 см, тщательно проверяют вертикальность шеста отвесом; утаптывают землю, чтобы придать шесту устойчивое положение.

Ровно в 9 час. утра по местному времени учитель даёт сигнал, и все ученические звенья отмечают конец тени, отброшенной гномоном.

Для дальнейших наблюдений в 10 час. утра, в 2 час. утра и т. д. учащиеся выходят из школы (каждый раз всего на несколько минут) и по сигналу учителя вбивают в землю очередной колышек.

В 3 часа пополудни учащиеся имеют перед собой своеобразную запись того, как тень от гномона передвигалась на протяжении нескольких часов. С помощью этой записи дети имеют возможность представить себе движение солнца по небу с такой степенью точности и связности, которой они не имели раньше, до работы с гномоном.

Для того чтобы дети сделали все надлежащие выводы из проделанной ими работы, учитель ставит перед ними следующие вопросы: в каком направлении, если стать лицом к солнцу, перемещается тень от шеста? В каком направлении передвигается само солнце? Как изменялась длина тени с 9 час. утра до 12 час. дня (сопоставляется с помощью шнура расстояние от шеста до первого, второго, третьего, четвёртого колышков)? Как за это же время изменилась высота солнца? Как изменялась длина тени с 12 час дня до 3 час. пополудни (сопоставляется, расстояние от шеста до четвёртого, пятого, шестого, седьмого колышков)? Как за это же время изменялась высота солнца? Что можно сказать про длину полуденной тени? Что можно сказать про высоту полуденного солнца?

Гномон.

 

Вслед за беседой учащиеся натягивают шнур от шеста к тому колышку, который был установлен в 12 час. дня. Направление полуденной линии прочерчивается на земле.

Учитель обращает внимание детей на то, что полуденная линия у всех звеньев располагается одинаково (т. е. линии параллельны друг к другу).

После этого дети по заданию учителя становятся вдоль полуденной линии лицом к тому месту, где в 12 час. дня находилось солнце. Учитель сообщает, что эту сторону горизонта принято называть «югом». Дети делают поворот на 180°. Учитель говорит, что на стороне, противоположной югу, солнце у нас никогда не бывает и что эту сторону горизонта принято называть «севером».

Учитель предлагает детям с помощью установленных на площадке колышков догадаться, в каком месте утром данного дня взошло солнце, и называет эту сторону горизонта «востоком». То же делается по отношению к западу. Затем дети снова становятся лицом к северу и определяют, какая сторона горизонта расположена при этом справа, сзади, слева. Таким образом, общеизвестное географическое правило, связывающее воедино все стороны горизонта и имеющее большое значение в последующей ориентировке, даётся детям не в готовом виде и не в классной обстановке, а выводится ими самими на основе работы с гномоном.

В заключение дети перечисляют, какие общественные здания, площади и другие знакомые им объекты на местности располагаются к востоку, к югу, к западу, к северу от школы.

В Ш классе дети учатся определять направления по компасу . Сначала учитель знакомит детей с устройством компаса. Главными частями компаса являются стальная намагниченная стрелка и остриё. Для того чтобы разъяснить это детям, учитель снимает с острия демонстрационную намагниченную стрелку и надевает её на тупой конец спицы. Стрелка перестаёт вращаться. Отсюда делается вывод, что компас приходит в негодность, если его остриё затупилось.

Далее учитель демонстрирует, как магнит притягивает небольшие железные предметы. Такое же действие на железные предметы оказывает и стрелка компаса, потому что она намагничена.

При приближении магнита (лучше брать магнит в форме пластинки, а не подковы) стрелка компаса поворачивается к нему одним из своих концов. Учитель поясняет, что наша Земля — большой магнит, и поэтому она заставляет компасную стрелку одним концом показывать на север, а другим на юг.

Затем учитель переходит к фронтальной работе с компасами, выданными детям на руки.

Действуя предохранителем, дети наблюдают, как стрелка то поднимается и прижимается при этом к стеклянной крышке компаса, то опускается своим колпачком на остриё, и тогда после нескольких, все уменьшающихся, поворотов устанавливается вдоль полуденной линии.

Поднося лезвие перочинного ножа к стрелке, дети убеждаются, что стрелка при этом меняет

своё направление, указывая уже не на север и юг, а на стальной нож. Учитель обращает внимание детей на материал, из которого сделана коробочка компаса, — это пластмасса или латунь, но ни в коем случае не железо. Далее дети рассматривают циферблат на дне коробочки и знакомятся с буквенными обозначениями направлений.

На основе проделанных опытов формулируются следующие правила пользования компасом:

1.   Близ компаса не должно быть железных предметов.

2.    Компас устанавливается горизонтально.

3.    Надо открыть предохранитель и опустить стрелку на остриё.

4.   После того как стрелка успокоится, коробочку компаса надо осторожно поворачивать до тех пор, пока буква «С» не придётся под синим концом стрелки.

Для того чтобы научить детей ориентироваться по компасу, надо сначала провести с ними ряд фронтальных упражнений. По заданию учителя дети становятся лицом к востоку, к югу, к западу, к северу. Эти упражнения связываются с припоминанием видимого движения солнца по небесному своду.

Затем учитель вызывает к своему столу учеников и предлагает им выполнять ряд заданий, например, — протянуть руку к западу, встать спиной к северу, встать так, чтобы стул учителя находился к востоку от них и т. д.

Такие упражнения рассчитаны на знакомство детей лишь с основными сторонами горизонта. Пользование промежуточными направлениями, как показывает школьная практика, представляет для детей значительную трудность, так как деление пополам прямых углов ими ещё не освоено.

Для того чтобы облегчить детям эту операцию, учитель проводит следующие фронтальные упражнения.

Он предлагает детям встать лицом к северу, затем протянуть правую руку на север, а левую на запад, найти глазами середину между протянутыми руками, быстро соединить руки в найденной середине и таким образом определить направление на северо-запад и т. д.

После выполнения этих упражнений дети переходят к решению новой серии задач: определяют взаимное расположение предметов, разложенных на столе учителя: находят, куда обращены окна классной комнаты; устанавливают, в каком направлении протянулась школьная улица; наблюдают, откуда плывут облака и т, д.

От этих упражнений учитель переходит к ознакомлению детей с обозначением напр авлений на чертеже — это первый и при том весьма важный шаг на пути к пониманию картографического изображения действительности.

Учитель с помощью чертежа на классной доске сообщает детям общепринятое правило: «Направление на север откладывается кверху, на юг — книзу, на запад — влево, на восток — вправо».

Первые картографические наброски необходимо чертить самому учителю, привлекая детей лишь к чтению их. Только после того, как указанное выше правило окажется вполне усвоенным, учитель поручает детям самостоятельное выполнение чертежей.

В связи с этим детям могут быть предложены следующие примерные упражнения,

1.   На чертеже прямоугольник изображает дом, звезда — цветочную клумбу, кружок — телеграфный столб, квадратик — колодец. В каком направлении от дома находится столб (клумба, колодец)? В каком направлении от столба находится колодец (дом, клумба)? и т. д.


 


2.             На чертеже обозначена улица. В каком направлении она протянулась?

3.   Определить, в каком направлении протянулась улица, на которой стоит школа. Обозначить её на чертеже.

Следующий этап введения детей в понимание плана и карты — измерение р асстояний .

На уроках арифметики при изучении метрических мер дети знакомятся с приёмами точного измерения сантиметровой линейкой, деревянным метром, полевым циркулем, рулеткой и т. п. Далее, в связи с изучением географического материала, дети должны овладеть также приёмами приближённого измерения; шагами, по времени, затраченному на передвижение, и с помощью глазомерной оценки.

Упражнения в измерении расстояния шагами начинаются с определения величины своего шага. Для этого дети проходят заранее измеренное учителем расстояние и при этом считают число шагов. Далее путём деления они вычисляют длину своего обычного шага, выраженную в сантиметрах. Это число дети записывают для памяти в свою тетрадь.

Затем недалеко от школы выбирается участок улицы. Учитель устанавливает в присутствии детей точные границы этого участка и предлагает измерить его шагами. Подсчитав общее число шагов в измеряемом расстоянии, дети умножают это число на длину своего шага и полученный результат переводят в метры.

В дальнейшем дети могут упражняться в определении расстояний шагами, идя обычной дорогой из школы домой.

При определении расстояния по времени, затраченному на передвижение, необходимо пользоваться следующими соотношениями: в течение одного часа человек проходит 4 км, а в течение минуты — 66 м. Зная число минут, затраченных на ходьбу от школы до дома, дети легко могут определить пройденное расстояние в метрах. Полученный результат дети сравнивают с результатом измерения, основанного на счёте шагов.

На географических экскурсиях следует упражнять детей в глазомерной оценке расстояний. Однако эти упражнения только тогда принесут пользу, когда учитель окажется в состоянии корректировать работу учащихся. Поэтому весьма важно самому учителю владеть какими-либо вспомогательными способами для быстрого определения расстояний.

Один из этих способов основан на пропорциональности сторон двух подобных треугольников.

 

Берётся линейка из плотной бумаги или картона, разделённая на сантиметры с чередующейся белой и чёрной окраской. Пусть расстояние от нашего правого глаза до линеечки, которую мы держим вертикально в вытянутой правой руке, равно 60 см (это расстояние нужно, конечно, точно измерить). Предположим далее, что два сантиметра линейки как раз закрывают телеграфный столб, расстояние до которого нужно определить. Обычная высота телеграфного столба — 650 см.

Тогда на основании подобия треугольников ABC и АДЕ имеем пропорцию — СВЕД = АВАД, где СВ = 2 см, ЕД = 650 см, АВ = 60 см, АД — искомое расстояние. В пропорции произведение крайних членов равно произведению средних членов, т. е. СВ • АД = ЕД • АВ. Подставляем в равенство численные значения величин. Получаем: 2 х = 650 • 60. Решаем уравнение. Находим, что расстояние от нас до телеграфного столба равно 195 м.

При пользовании этим способом принимается, что высота взрослого человека — 1 м 65 см, высота одного этажа — 3 м 50 см, высота одноэтажного дома до гребня крыши — 5 м и т. п.

В связи с упражнениями в измерении расстояний детям даётся понятие о масштаб е . К необходимости пользования масштабом учитель подводит детей постепенно. Сначала он рисует на классной доске лист клёна (путём наложения), а рядом целое дерево, например, ель. При этом дети вспоминают, что на одних рисунках предметы изображаются в натуральную величину, а на других — в уменьшенном виде.

Далее учитель рисует на доске двухэтажный дом и рядом фигуру человека высотой с дом. Несуразность такого рисунка очевидна для детей. Для того чтобы изобразить на доске классную комнату, учитель чертит прямоугольник, длина которого в несколько раз превосходит ширину. Для детей опятьтаки ясно, что это чертёж не классной комнаты, а какойто другой комнаты или коридора. С помощью таких рисунков учитель подводит детей к выводу о том, что при черчении следует уменьшать предметы и их части одинаково, а не как попало.

В заключение учитель показывает учащимся, как можно избежать искажения при изображении предметов в уменьшенном виде.

Учитель измеряет при детях классную комнату вдоль её стен деревянным метром, делает соответствующую запись на доске, например: длина комнаты — 9 м, ширина — 6 м. Затем учитель берёт деревянную линейку длиной в один дециметр. Эта линеечка при изображении классной комнаты на доске должна заменить собой метр. Учитель откладывает линейку на классной доске сверху вниз 9 раз и слева направо 6 раз, после чего вычерчивает прямоугольник. Чертёж классной комнаты готов. Под ним делается подпись: масштаб в 1 дм — 1 м.

Дети должны понимать под словом «масштаб» — замену крупной меры малой мерой. Цель такой замены — добиться на чертеже необходимого уменьшения и получить при этом правильные результаты. Именно поэтому в течение первых занятий с масштабом дети должны непосредственно наблюдать сначала, измерение (в натуре) крупной мерой, а затем измерение (на чертеже) малой мерой, заменяющей первую.

Дав первичное понятие о масштабе, учитель предлагает детям:

1.   Измерить в дециметрах высоту и ширину трёх вертикально расположенных предметов, постоянно находящихся перед глазами детей: например, классной доски, окна, двери, и изобразить их на клетчатой бумаге в виде прямоугольников, применив при этом масштаб: в одной клетке — 1 дециметр.

2.   Измерить длину и ширину учительского стола и также изобразить его с помощью масштаба: в одной клетке — 1 дециметр. Когда учащиеся выполнят это задание, учитель сообщает им, что чертёж, изображающий предмет так, как он выглядит сверху, — называется «планом», и предлагает под чертежом подписать «План стола».

Далее учитель упражняет детей в черчении прямоугольных планов. Он даёт детям задание начертить план классной комнаты. Эта работа расчленяется на следующие этапы.

Сначала устанавливается, что нужно чертить стены классной комнаты, её окна, двери, стенные шкафы, печи, отдельные простенки, но не классную мебель.

Затем проводится осмотр классной комнаты. Учитель ставит перед детьми вопросы: Сколько окон в комнате? Одинаковой ли они ширины? Сколько простенков на той стороне комнаты, где расположены окна? Что шире — окно или простенок? Сколько дверей в комнате? Что шире — окна или двери? и т. д. В результате такого осмотра классной комнаты дети должны иметь исчерпывающее представление об относительных размерах всех деталей, которые будут наноситься на план.

После этого учитель чертит на доске эскизный план (т. е. чертёж, выполняемый без измерения натуры и без применения масштаба). Этот чертёж, однако, должен быть вполне правдоподобным. Дети после произведённого ими детального осмотра классной комнаты в состоянии обнаружить на чертеже малейшую неточность, допущенную учителем.

Далее дети по заданию учителя переходят к измерению. Результаты измерения заносятся учителем на классную доску возле изображения на эскизном плане тех объектов, к которым эти измерения относятся.

Для того чтобы последующий масштабный чертёж получился без перекоса, необходимо проверить результаты измерения, а именно: сложить для каждой стены ширину всех её простенков и окон (или дверей) и сравнить, соответствует ли полученный итог общей длине (ширине) класса. Если при этом получилось расхождение, необходимо найти ошибку в измерении и исправить её.

План классной комнаты наносится на лист обыкновенной тетрадочной бумаги в клетку. Поэтому учитель предлагает детям подсчитать число клеток вдоль и поперёк листа бумаги, принять во внимание число дециметров, обозначающих длину и ширину комнаты, и выбрать масштаб, наиболее подходящий для данного случая.

Вслед за этим учитель вычерчивает на классной доске условные знаки для обозначения окон, дверей и т. д., попутно объясняя детям, чем каждый такой знак напоминает собой соответствующий натуральный объект.

Таким путём на классную доску наносятся все данные, необходимые для вычерчивания плана классной комнаты.

Дети должны начинать вычерчивание плана с передней стены класса, как наиболее лёгкой, затем переходить на правую и заднюю стену и завершать вычерчивание плана левой стеной с её окнами и простенками.

 

При черчении этого плана стороны листа бумаги должны располагаться всё время параллельно сторонам классной комнаты, а не сторонам горизонта. В противном случае нельзя будет использовать для черчения клетчатую бумагу, значительно облегчающую применение масштаба.

После того как работа будет всеми выполнена, учитель раздаёт на парты компасы, а дети, пользуясь ими, наносят полуденную линию на полях своего плана.

Вслед за описанной работой дети вычерчивают в порядке выполнения домашнего задания план своей жилой комнаты.

От черчения простейших прямоугольных планов дети переходят к чтению плана своего школьного участка, даваемого им в готовом виде, а затем плана участка, помещённого в географическом атласе для 3 и 4 классов.

Так постепенно дети переходят к работе с топограф ическим планом . Методика работы с топографическим планом заключается в следующем.

На протяжении учебного года учащиеся 3 класса постепенно накапливают конкретные представления о тех предметах, которые изображены на учебном топографическом плане. Одновременно они знакомятся с соответствующими условными знаками, анализируя с помощью учителя их начертание. Например, в значке «селение» заштрихованные места означают кварталы, а незаштрихованные места — улицы; в значке «железная дорога» две продольные линии соответствуют как бы рельсам, а поперечные — как бы шпалам; в значке «шоссейная дорога» две тонкие боковые линии соответствуют как бы канавам, а более толстые внутренние линии обозначают значительную ширину дороги и возможность встречного движения без объезда; в зрачке «грунтовая дорога» одна единственная линия как бы показывает, что грунтовая дорога в сравнении с шоссейной узка; в значке «тропа» пунктир как бы подражает следу, оставленному на земле пешеходом.

В конце учебного года дети приступают к непосредственной работе с топографическим планом. Сначала рассматривается рисунок холмистой местности, помещённый в географическом атласе на одной странице с топографическим планом. Дети перечисляют все подробности, которые они при этом видят, и сравнивают их с элементами местности, окружающей школу. Далее учащиеся повторяют какую-либо группу условных знаков, например, всё то, что относится к изображению населённых пунктов и дорог. При этом дети рассматривают также небольшие картинки, помещённые рядом с условными знаками и поясняющие их значение. Наконец, учащиеся решают на плане следующие задачи,

Н а с ел ён ны е пункты . Сколько населённых пунктов указано на плане? Найдите на плане город. Как он называется? Чем занимаются многие жители посёлка Ленино? Из чего это видно? В каком направлении от рабочего посёлка Ленино находится совхоз «Коммунар»? Назовите деревни, изображённые на плане. Отыщите два одиночных домика к северо- востоку от деревни Молотово. Какой краской обозначены на плане эти домики? Какой населённый пункт имеет свою электростанцию? В какие деревни проведено электричество? В какой деревне имеется лишь керосиновое освещение? Перечислите населённые пункты, в которых есть школы. Сколько улиц в деревне Молотово? Одна из улиц в деревне Молотово называется Школьной, а другая Подгорной; определите в метрах длину Школьной улицы и длину Подгорной улицы.

Д ор о ги . Назовите населённый пункт, расположенный близ железной дороги. Какая дорога соединяет рабочий посёлок Ленино с совхозом «Коммунар»? Какая дорога направляется к северо-востоку от деревни Моло- тово? Какая дорога отходит от двух одиночных домиков к северо-западу?

Ф ормы земно й пов ерхности . Во время весеннего половодья река Быстрая обычно заливает все земли, показанные в плане тёмнозелёной краской. Назовите деревню, к которой ближе всего подходит разлившаяся река? Найдите холм, расположенный между реками Быстрой и Студёной. В каком направлении от вершины холма находятся два одиночных домика? Сравните четыре склона холма; северо-западный, северо-восточный, югозападный, юго-восточный. Определите, пользуясь раскраской плана, какой из этих четырёх склонов самый пологий? Почему грунтовая дорога, идущая из деревни Молотово на северо-восток, сначала тянется прямо, а близ двух одиночных домиков образует три изгиба? Найдите на плане овраг. Объясните, почему овраг мог образоваться именно в этом месте.

С ель с ко хозя й ств енны е уго дья . Назовите деревню, имеющую большие плодовые сады. Найдите в лесу на северо-западном склоне холма длинную просеку. Предположим, вы идёте этой просекой из конца в конец, начиная от реки Быстрой; расскажите, как по дороге меняется вид леса.

П о дз емны е и п о в ер хно стны е в о ды . Откуда могут достать хорошую питьевую воду жители двух одиночных домиков? Где берёт начало ручей Гремучий и куда впадает? Догадайтесь, почему ручей Гремучий получил такое название? На каком берегу Студёной расположена деревня Березки? Почему река Быстрая должна считаться главной рекой, а река Студёная — её притоком?

Найдите остров в устье реки Студёной. Найдите ближайший полуостров. Что означают на плане маленькие точечки, усеивающие и остров, и полуостров? Найдите на плане озеро Длинное. Определите по масштабу его длину и ширину. Догадайтесь, как произошло это озеро? Сколько болот изображено на плане? Где расположены эти болота? Как они произошли?

После такого рода упражнений с топографическим планом учителю нетрудно перейти к первоначальному ознакомлению детей с ф из ич е ск о й картой СССР.

После решения задач на топографическом плане дети знакомятся с важнейшими условными знаками физической карты СССР,

Это ознакомление начинается с рассмотрения морских границ СССР. При этом применяются понятия: море, остров, полуостров, пролив, перешеек; после ряда упражнений дети научаются различать обозначения морских глубин (чем темнее синяя краска, тем море глубже; чем светлее, тем мельче).

Далее дети прослеживают направление сухопутной границы СССР, обозначенной красной полоской.

Наиболее трудно даётся детям чтение на карте рельефа. Необходимо предварительно со всей тщательностью разъяснить детям понятия: горная страна и равнина, возвышенность и низменность; а уже затем вести речь о тех условных красках (коричневая, жёлтая, зелёная), которые служат для обозначения этих основных форм рельефа.

Затем дети на примере Волги повторяют понятия: исток, устье, правый берег, левый берег, притоки, и учатся показывать реку от её истока к устью.

Наконец, при помощи звёздочек и кружочков определяется местоположение важнейших городов СССР, — например, Москвы и Ленинграда.

Все эти упражнения желательно связывать с решением задач на применение масштаба.

При этом следует иметь в виду, что определение направлений на карте с помощью меридианов и параллелей изучается лишь в 4 классе.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment