Руководство пионерской организацией большевистская партия возложила на комсомол. Вожатый — комсомолец. Он организует работу звеньев, отряда, дружины на основе активности и самодеятельности самих пионеров, всячески поощряя и развивая детскую инициативу. Опорой вожатого в его воспитательной работе является пионерский актив, т. е., прежде всего, избранные самими пионерами звеньевые, члены совета отряда, совета дружины. Педагогически важно, чтобы эту работу направляли взрослые — опытные в вопросах воспитания учителя, классные руководители.
Повседневное сотрудничество вожатого и учителя является необходимой предпосылкой педагогически правильной организации деятельности пионерских звеньев, отрядов, дружин.
Старший вожатый направляет и организует работу дружины на основе тех указаний, которые даёт районный комитет комсомола, в полном соответствии с конкретными задачами учебно-воспитательной работы школы, установленным распорядком школы, планом работы педагогического коллектива.
В планах отрядов намечаются конкретные мероприятия по работе с пионерами и школьниками данного класса с указанием календарных сроков и тех звеньев и отдельных пионеров, которые организуют данную работу и отвечают за её исполнение.
Педагогически важно, чтобы план отряда составлялся самими пионерами под руководством вожатого, и учителя лишь помогали бы детям своими советами. Такой порядок планирования необходим для того, чтобы намечаемая в отряде работа смогла удовлетворить здоровые интересы, индивидуальные склонности и стремления пионеров.
Учитель или классный руководитель помогают вожатому в решении вопросов воспитательной работы, проводимой с детьми в пионерской организации. Вожатый и учитель совместными усилиями заботливо выращивают детский актив, который может стать большой организующей силой в пионерском коллективе. Систематически проводимые, 1 — 2 раза в месяц, занятия с вожатыми звеньев, председателями и членами совета отрядов под руководством старшего вожатого, при участии учителей, являются хорошей школой воспитания пионерского актива.
Воспитательную работу в пионерском отряде надо ставить так, чтобы каждый пионер ясно представлял себе цель того дела, которое предстоит ему выполнить.
Эта цель, по возможности, должна быть интересной для детей, а достижение её вполне для них посильно. Общая цель намеченной работы часто распадается на ряд отдельных задач. Установить эти задачи и последовательность их выполнения необходимо прежде, чем дети приступят к самой работе.
Деятельность звена и отряда должна быть организована таким образом, чтобы на определённом отрезке времени (месяц, учебная четверть) проходило разумное и педагогически оправдываемое чередование отдельных видов детских занятий, чтобы виды детской деятельности были разнообразны и тем самым отвечали бы различным детским склонностям, помогая всестороннему развитию пионеров.
Отрядный вожатый обязан изучить и знать каждое звено отряда, а в звене изучать и наблюдать способности и особенности каждого пионера, знать положительные и отрицательные проявления его характера. Уместно здесь вспомнить слова Н. К. Крупской:
«…мы очень много говорим о коллективе, но мы очень часто противопоставляем этот коллектив индивидуальному изучению ребёнка, индивидуальному подходу к ребёнку и подростку. Это большая ошибка… Чтобы организовать коллектив, надо знать, что каждый из ребят может сделать, кто из них сильнее; один умеет хорошо рассказывать, другой рисовать и т. д., и надо их научить так распределить между собой работу, чтобы получилась действительно коллективная работа. Коллективно — это никоим образом не значит однообразно работать» .
Знание индивидуальных особенностей пионеров помогает учителю и вожатому понять и упрочить дружеские и товарищеские связи в коллективе, где надо — изменить их.
Учитель и вожатый при распределении заданий и общественных функций, выражая доверие новичкам или нерешительным детям, оказывают им поддержку и, незаметно помогая справиться с заданием, укрепляют у них веру в свои силы.
Учитель помогает вожатому выявить лучших пионеров, способных выполнить обязанности, поручаемые им на сравнительно длительный срок (члены и председатель совета отряда, редактор, звеньевые избираются сроком на год).
Очень важно, чтобы при выполнении общественных, обязанностей каждый пионер чувствовал себя на месте, смог применить свои способности и умения, приносил коллективу ту пользу, на которую коллектив рассчитывал, поручая ему ту или иную работу, и, благодаря этому, находил удовлетворение в своей общественной деятельности.
В пионерской организации установлен порядок ведения дневника в отряде и дружине. Записи в дневниках отрядов 3 класса будут очень краткими и простыми. В отрядах 4 класса они могут быть более детальными и содержательными. В отрядах старших классов требования к дневнику ещё больше повышаются.
Организация и наблюдение за ведением дневников лежит на вожатом, но ему в этом должен помочь учитель, который просматривает дневники и обсуждает с детьми их записи.
К концу четверти, полугодия, года каждый отряд и дружина в целом могут собрать немалый материал, который наглядно покажет движение вперёд их отряда и дружины.
ЦК ВЛКСМ рекомендует ежегодно устраивать выставки, где могут быть представлены образцы детского технического и художественного творчества, образцы пионерской деятельности в звене, отряде и дружине. Такая выставка является итогом деятельности пионерской организации и приобретает большое воспитывающее значение.
От вожатого и учителя, от руководителей школы зависит характер деятельности пионеров, её воспитательная ценность. Разумно организованная и вовремя подхваченная вожатым и учителем детская инициатива должна находить приложение в пионерской работе и создавать тот устойчивый и живой интерес к своей организации, который характерен для здорового пионерского коллектива, успевающего в учебных занятиях, посильно участвующего в общественной работе, радостно отдыхающего, растущего физически, умственно и морально.
Вся деятельность пионерской организации направляется таким образом, что она помогает готовить достойное пополнение комсомола, воспитывает коллективистов, организаторов, энтузиастов, убеждённых в силе советского строя, всегда готовых его укреплять, преданных своей родине и всегда готовых её защищать.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова