Вожатый и учитель в начальных классах

vozhatyj i uchitel v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Руководство пионерской организацией большевистская партия возложила на комсомол. Вожатый — комсомолец. Он организует работу звеньев, отряда, дружины на основе активности и самодеятельности самих пионеров, всячески поощряя и развивая детскую инициативу. Опорой вожатого в его воспитательной работе является пионерский актив, т. е., прежде всего, избранные самими пионерами звеньевые, члены совета отряда, совета дружины. Педагогически важно, чтобы эту работу направляли взрослые — опытные в вопросах воспитания учителя, классные руководители.

X1 съезд ВЛКСМ подчеркнул в своих решениях, что важным условием повышения качества работы пионерских организаций является активное участие в их деятельности учителей, что необходимо «…широко привлекать на работу старшими и отрядными пионервожатыми учителей-комсомольцев. Надо, чтобы в ближайшие годы все старшие пионервожатые получили педагогическое образование».

Повседневное сотрудничество вожатого и учителя является необходимой предпосылкой педагогически правильной организации деятельности пионерских звеньев, отрядов, дружин.

В школе, где много пионерских отрядов, где старшему вожатому приходится осуществлять руководство большой пионерской дружиной, планирование работы происходит следующим образом.

Старший вожатый направляет и организует работу дружины на основе тех указаний, которые даёт районный комитет комсомола, в полном соответствии с конкретными задачами учебно-воспитательной работы школы, установленным распорядком школы, планом работы педагогического коллектива.

Старший вожатый вместе с заведующим школой намечают основные вопросы работы дружины. Проект плана обсуждается в комитете комсомола и на педагогическом совете; затем, на основе его, советы отрядов составляют свои отрядные планы и обсуждают их на сборах отрядов.

В планах отрядов намечаются конкретные мероприятия по работе с пионерами и школьниками данного класса с указанием календарных сроков и тех звеньев и отдельных пионеров, которые организуют данную работу и отвечают за её исполнение.

Педагогически важно, чтобы план отряда составлялся самими пионерами под руководством вожатого, и учителя лишь помогали бы детям своими советами. Такой порядок планирования необходим для того, чтобы намечаемая в отряде работа смогла удовлетворить здоровые интересы, индивидуальные склонности и стремления пионеров.

На сборе отряда, когда обсуждается план работы, присутствие учителя совершенно необходимо. Учитель, если надо, вносит свои поправки, дополнения, не подавляя при этом инициативу и активность пионеров. Организующая роль на этом сборе, как и на других, остаётся за председателем совета и отрядным вожатым.

Учитель или классный руководитель помогают вожатому в решении вопросов воспитательной работы, проводимой с детьми в пионерской организации. Вожатый и учитель совместными усилиями заботливо выращивают детский актив, который может стать большой организующей силой в пионерском коллективе. Систематически проводимые, 1 — 2 раза в месяц, занятия с вожатыми звеньев, председателями и членами совета отрядов под руководством старшего вожатого, при участии учителей, являются хорошей школой воспитания пионерского актива.

Воспитательную работу в пионерском отряде надо ставить так, чтобы каждый пионер ясно представлял себе цель того дела, которое предстоит ему выполнить.

Эта цель, по возможности, должна быть интересной для детей, а достижение её вполне для них посильно. Общая цель намеченной работы часто распадается на ряд отдельных задач. Установить эти задачи и последовательность их выполнения необходимо прежде, чем дети приступят к самой работе.

Деятельность звена и отряда должна быть организована таким образом, чтобы на определённом отрезке времени (месяц, учебная четверть) проходило разумное и педагогически оправдываемое чередование отдельных видов детских занятий, чтобы виды детской деятельности были разнообразны и тем самым отвечали бы различным детским склонностям, помогая всестороннему развитию пионеров.

В практике совместной дружной работы с вожатым учитель может и должен научить вожатого учитывать детские силы, ценить инициативу и творческие способности детей, дорожить ими и уважать в ребёнке растущую и формирующуюся человеческую личность.

Отрядный вожатый обязан изучить и знать каждое звено отряда, а в звене изучать и наблюдать способности и особенности каждого пионера, знать положительные и отрицательные проявления его характера. Уместно здесь вспомнить слова Н. К. Крупской:

«…мы очень много говорим о коллективе, но мы очень часто противопоставляем этот коллектив индивидуальному изучению ребёнка, индивидуальному подходу к ребёнку и подростку. Это большая ошибка… Чтобы организовать коллектив, надо знать, что каждый из ребят может сделать, кто из них сильнее; один умеет хорошо рассказывать, другой рисовать и т. д., и надо их научить так распределить между собой работу, чтобы получилась действительно коллективная работа. Коллективно — это никоим образом не значит однообразно работать» .

Знание индивидуальных особенностей пионеров помогает учителю и вожатому понять и упрочить дружеские и товарищеские связи в коллективе, где надо — изменить их.

Задача руководителей пионерской организации — научить каждого пионера трудиться и любить труд, помочь расти пионеру в процессе его активной деятельности в отряде. Следует поэтому смелее давать поручения и задания, рассчитанные на самостоятельность пионера.

Учитель и вожатый при распределении заданий и общественных функций, выражая доверие новичкам или нерешительным детям, оказывают им поддержку и, незаметно помогая справиться с заданием, укрепляют у них веру в свои силы.

Учитель помогает вожатому выявить лучших пионеров, способных выполнить обязанности, поручаемые им на сравнительно длительный срок (члены и председатель совета отряда, редактор, звеньевые избираются сроком на год).

Очень важно, чтобы при выполнении общественных, обязанностей каждый пионер чувствовал себя на месте, смог применить свои способности и умения, приносил коллективу ту пользу, на которую коллектив рассчитывал, поручая ему ту или иную работу, и, благодаря этому, находил удовлетворение в своей общественной деятельности.

Результаты работы пионеров непременно надо учитывать. Это имеет большое организующее и воспитывающее значение; учёт повышает ответственность детей за выполнение порученного им дела, стимулирует к дальнейшей деятельности, повышает уверенность в собственных силах.

Надо тщательно сохранять работы детей, заслуживающие внимания: модели, макеты, рисунки, альбомы, стенные газеты и т. п., и практиковать выставки детского творчества.

В пионерской организации установлен порядок ведения дневника в отряде и дружине. Записи в дневниках отрядов 3 класса будут очень краткими и простыми. В отрядах 4 класса они могут быть более детальными и содержательными. В отрядах старших классов требования к дневнику ещё больше повышаются.

Организация и наблюдение за ведением дневников лежит на вожатом, но ему в этом должен помочь учитель, который просматривает дневники и обсуждает с детьми их записи.

К концу четверти, полугодия, года каждый отряд и дружина в целом могут собрать немалый материал, который наглядно покажет движение вперёд их отряда и дружины.

ЦК ВЛКСМ рекомендует ежегодно устраивать выставки, где могут быть представлены образцы детского технического и художественного творчества, образцы пионерской деятельности в звене, отряде и дружине. Такая выставка является итогом деятельности пионерской организации и приобретает большое воспитывающее значение.

От вожатого и учителя, от руководителей школы зависит характер деятельности пионеров, её воспитательная ценность. Разумно организованная и вовремя подхваченная вожатым и учителем детская инициатива должна находить приложение в пионерской работе и создавать тот устойчивый и живой интерес к своей организации, который характерен для здорового пионерского коллектива, успевающего в учебных занятиях, посильно участвующего в общественной работе, радостно отдыхающего, растущего физически, умственно и морально.

Вся деятельность пионерской организации направляется таким образом, что она помогает готовить достойное пополнение комсомола, воспитывает коллективистов, организаторов, энтузиастов, убеждённых в силе советского строя, всегда готовых его укреплять, преданных своей родине и всегда готовых её защищать.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment