Воспитание гигиенических навыков у детей в начальных классах

vospitanie gigienicheskih navykov u detej v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

В программах 1 4 классов школы вопросам охраны здоровья уделяется большое внимание. В течение первых трёх лет на уроках объяснительного чтения проходится ряд тем по охране здоровья.

В результате учебной и воспитательной работы по гигиене дети должны приобрести следующие навыки.

1.   По уходу за коже й лица, ше и, уше й и те ла . Мыть лицо, уши, шею ежедневно утром и на ночь перед сном; мыть всё тело горячей водой с мылом (в бане, ванне и пр.) не реже одного раза в неделю; менять нательное бельё не реже раза в неделю, постельное — каждые 10 — 15 дней; пользоваться отдельным полотенцем; мыть ноги перед сном — летом ежедневно, в другие времена года — два раза в неделю; иметь при себе чистый носовой платок и правильно им пользоваться.

2.   По уходу за руками . Мыть руки перед едой, после работы, после посещения уборной, после игры с животными и после всякого загрязнения; коротко стричь ногти на руках.

3.   По уходу за зубами . Чистить зубы ежедневно утром и на ночь, пользоваться отдельной щёткой, полоскать рот после еды, не разгрызать зубами сахар, не щёлкать орехов,

4.   По уходу за воло сами . Содержать в порядке волосы, аккуратно причёсываться, пользоваться только личной расчёской, мыть голову с мылом не реже одного раза в неделю, девочкам, имеющим длинные волосы — 2 раза в неделю.

5.   По уходу за одеждой и о бувью . Ежедневно чистить одежду и обувь (вне жилой комнаты), аккуратно складывать одежду при отходе ко сну.

6.   По поддержанию чистоты и порядка в школе и дома . Перед входом в помещение очищать обувь от грязи и снега; в раздевальне при сдаче и получении одежды соблюдать спокойствие и порядок; при одевании верхней одежды класть сумку, книги и другие предметы на скамейку, стулья, а не на пол; пользоваться урной для ненужных бумаг, остатков пищи — не сорить на пол; вытирать классную доску влажной тряпкой; содержать в чистоте парту снаружи и изнутри; дома — пальто, шапку и галоши снимать у входа; соблюдать чистоту и порядок в помещении; помогать старшим проводить уборку помещения. Пыль вытирать влажным способом; проветривать классы во время перемен, жилое помещение проветривать несколько раз в день.

7.   По уходу за предметами личного обихода . Содержать в чистоте тетради, книги и сумку для книг, не загибать края книг, не слюнявить пальцы при перелистывании книг; одежду вешать в определённом для этого месте; стелить самому свою постель; содержать в чистоте и порядке свой уголок, игрушки, инструменты и другие личные вещи.

8.   По с облюдению р ежима . Рано ложиться, рано вставать; спать положенное количество часов: в 7 лет — 12, в 8 — 10 лет — 2 часов (дети легко возбудимые должны спать больше); спать на отдельной постели; проветривать комнату перед сном, в хорошую погоду спать с открытым окном или форточкой; время перед сном отводить тихим занятиям; ужинать за 2/2 — 2 часа до сна; ежедневно проводить 3 — 4 часа на свежем воздухе.

9.   По закаливанию организма . Ежедневно проводить обтирания до пояса водой комнатной температуры; летом ежедневно купаться в реке, озере и т. п. под наблюдением взрослых; при невозможности купаться — принимать душ; широко открывать доступ солнечным лучам в жилое помещение, принимать солнечные ванны по указанию врача; в яркий солнечный день защищать голову от прямых солнечных лучей лёгким головным убором; не купаться в незнакомых местах без взрослых.

10.   По физическим упражнениям, играм, спорту. Ежедневно проводить утреннюю гигиеническую гимнастику; кататься зимой на салазках, лыжах, коньках; летом при занятиях физической культурой или упражнениями, или спортивными играми одеваться легко и свободно; зимой одеваться тепло и свободно, не кутаться; не доводить себя до переутомления во время игр и при занятиях спортом; летом совершать прогулки в лес, поле.

11.   По питанию . Мыть руки перед едой; есть из отдельной посуды; пользоваться чистой ложкой, вилкой, посудой; пользоваться салфеткой; есть медленно, хорошо разжёвывать пищу; во время еды вести себя спокойно; не выходить из-за стола, до окончания еды не разговаривать громко, не играть ложкой, вилкой и т. п.; во время еды сидеть прямо, не облокачиваться и не наваливаться на стол; есть только спелые фрукты, не есть незнакомых ягод в лесу; овощи, фрукты и ягоды перед едой хорошо промывать; ежедневно, по возможности, употреблять в пищу овощи; принимать пищу с промежутками в 3 — 4 часа; пить кипячёную воду; стакан или кружку перед пользованием для питья хорошо прополаскивать; защищать пищу от мух и пыли; после еды убирать стол, не оставлять на столе ни пищи, ни крошек.

12.   По предупреждению заразных болезней. При чихании и кашле отворачиваться от людей, пользоваться носовым платком; не посещать заболевших товарищей, не пользоваться их книгами, игрушками; после перенесённого заболевания возвращаться в школу только с разрешения врача.

Воспитание гигиенических навыков школьника начинается с момента его приёма в школу и продолжается на протяжении всех лет его обучения.

В первые же дни занятий учитель разъясняет детям значение гигиенических правил поведения и в дальнейшем повседневно требует безоговорочного их выполнения.

image 35

Настойчивость, которую при этом проявляет учитель, служит непременным условием прочного усвоения гигиенических навыков. При этом учитель добивается, чтобы дети относились сознательно к выполнению гигиенических правил. Проводя систематические беседы с детьми, учитель на конкретных примерах разъясняет им значение выполнения того или иного правила гигиены.

Так, для того чтобы с достаточной убедительностью мотивировать необходимость прополаскивать стакан перед пользованием им для питья, учитель предлагает одному из учащихся пожевать кусок хлеба, затем сделать глоток воды из стакана. Учитель показывает детям стакан, на краях которого остаются следы от прикосновения губ.

Мотивируя необходимость мытья рук, учитель объясняет, что кожа выделяет пот, жир и на руках собирается грязь. Для убедительности он предлагает одному из учеников положить руку на холодное зеркало. Рука оставляет на зеркале влажный след. Затем учитель предлагает провести пальцем по лбу и приложить к зеркалу или белой бумаге. Остаётся жирное пятно. Такие демонстрации производят большое впечатление на детей и, как показывает практика, делают убедительными для них требования учителя. Большое значение имеет разъяснение детям техники выполнения гигиенического навыка: умения правильно умываться, правильно чистить зубы и т. д. Здесь наглядный показ играет решающую роль.

Личный пр имер учителя и родителей является большим стимулом для выполнения детьми правил гигиены. Влиянием на учащихся пользуются те учителя и родители, у которых дело не расходится со словом и которые сами выполняют то, что они требуют от детей. Чем выше авторитет учителя и родителей, тем больших результатов они добьются при воспитании гигиенических навыков.

Активн о е уч асти е самих учащихся в формировании навыков гигиенического поведения содействует закреплению этих навыков.

Но организация в этом направлении самодеятельности детей (санитарные посты и т. п.) требует большой чёткости, иначе она превращается в пустую формальность со всеми вытекающими отсюда последствиями: отсутствием ожидаемого эффекта, расхолаживанием и пр.

Работа санитарного актива проводится под наблюдением учителя и состоит, в основном, из санитарных осмотров детей и наблюдения за чистотой в классе.

Не следует недооценивать значения регистрации в тетради результатов санитарного осмотра, поскольку она фиксирует внимание учащихся на вопросах санитарного порядка.

Авторитет санитарного актива должен поддерживаться учителем, пионерской организацией, медицинским персоналом и администрацией школы.

Чем меньше возраст учащегося, тем элементарнее и проще должны быть приёмы воспитания гигиенических навыков. Видное место в методике воспитания гигиенических навыков млад ш его возраста должны занимать методы эмоционального воздействия. Сюда следует отнести художественный рассказ с дополнительной беседой, чтение научно-популярной и занимательной литературы на гигиенические темы, организацию санитарных утренников, проведение инсценировок и пр.

Положительным стимулом к выполнению гигиенических навыков является п о о щр е н и е , поэтому учитель должен отмечать чистоту и опрятность отдельных учащихся.

Необходимо при этом подчёркивать, что чистота и опрятность связаны с чувством личного достоинства и являются делом чести всего класса. В отношении гигиенического поведения должно быть создано общественное мнение всего класса, имеющее столь большое значение для каждого школьника.

По отношению к детям, нарушающим систематически правила гигиенического поведения, могут применяться установленные в школе м ер ы наказания.

Применение этих мер ни в коем случае не должно оскорблять самолюбия или унижать достоинства учащегося. Наказание должно применяться лишь при крайней необходимости и с большим тактом и только после того, когда все воспитательные меры другого характера не дали желаемых результатов.

Учитель никогда не должен забывать, что нарушение гигиенических правил учащимися в ряде случаев происходит помимо их воли и может быть связано с бытовыми условиями, с состоянием здоровья и пр.

Воспитание гигиенических навыков во многом зависит от уровня культуры родителей, от их внимания к вопросам гигиенического воспитания своих детей. Поэтому в обязанности учителя входит ознакомление родителей с основами физического воспитания детей и привлечение их к воспитанию у своих детей гигиенических навыков. Необходимо систематически инструктировать родителей по вопросам санитарии и гигиены, проводя индивидуальные беседы с ними, в школе и при посещениях на дому, на родительских собраниях, организуя для них лекции и доклады на темы гигиенического воспитания и охраны здоровья детей.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment