В процессе обучения воображение играет немаловажную роль. Географическое описание, исторический рассказ будут по-настоящему восприняты только в том случае, если у детей вступит в силу деятельность так называемого воспроизводящего или воссоздающего воображения. При помощи воображения дети смогут представить себе персонажи художественно-литературного произведения, их действия и отношения. Чтение любой статьи, будь то описание природы или рассказ о каком-либо событии, будет осмысленным только в том случае, если учитель своим рассказом или при помощи иллюстраций сумеет вызвать к деятельности воображение школьника, которое создаст живые образы того, что описывается или о чём рассказывается. Материалом для воображения, конечно, являются представления, имеющиеся в опыте ребёнка, но представления воображения дадут более или менее своеобразную их комбинацию.
Воображение играет большую роль в творческой деятельности ребёнка, в его рисунках, самостоятельном сочинении рассказов, в его техническом творчестве. Здесь преобразующее, творческое во ображение или фантазия часто создаёт образы того, чего ещё нет в действительности и что воплощается в продуктах детской деятельности.
Позднее — в жизни подростка — мечты о том, «что я хочу сделать, кем я хочу быть», могут оказать влияние на всю дальнейшую деятельность подрастающего человека.
В развитии воображения детей большое значение имеет, во-первых, то, как учитель направляет работу воображения детей , во- вторых, как он обогащает во сприятие и память , на которых основана деятельность воображения, и, в-третьих, как он о беспечи- вает развитие тех умений, которые нужны для реализации образов творческой фантазии в продуктах деятельности : умение владеть речью, чтобы хорошо построить собственный рассказ, умение владеть карандашом, чтобы создать рисунок, умение владеть инструментом, чтобы создать задуманный и имеющийся в форме умственного образа предмет.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова