Воля в начальной школе

volya v nachalnoj shkole Обучение в советской школе

Человеческие чувства тесно связаны с деятельностью. Для волевого д ействия , возникающего из потребностей и интересов человека, характерно сознание поставленной цели и путей е ё достижения, а также наличие волевого усилия . Последнее связано частично с преодолением препятствий, внутренних или внешних, стоящих на пути к достижению цели: выучить урок нужно, а хочется спать или в комнате громко разговаривают. В зависимости от того, насколько ясно мы сознаём цели нашей деятельности и пути их достижения, возникают различные волевые процессы, которые можно было бы назвать ступенями в оле- в ого акта . От стремления, например, к изучению иностранных языков вообще мы переходим к желанию изучать определённый язык. В хотении и намерении уже намечаются пути наших действий: найти известные пособия, выделить время для работы, отыскать возможность практиковаться в иностранной речи и т. д.

При сложном волевом действии, когда в сознании возникает несколько целей или возможны различные пути их достижения, необходимо бывает сделать вы бор и прийти к решению, которое приводится в исполнение. Например, у школьника нередко возникает вопрос, откликнуться ли на зов товарища и пойти гулять, или сделать заданную домашнюю работу; самостоятельно ли решить задачу, сделать упражнение, или списать их у товарища. При этом возникает обычно борьб а рассудочных мотивов , эмоциональных побуждений, интересов: предвкушения удовольствия от игры или прогулки с чувством долга, ответственности за порученную работу; стремления отдохнуть со страхом перед возможным порицанием, плохой отметкой и т. п.

Основными качествами развитой сильной воли психология считает: силу воли в узком смысле, т. е. способность преодолевать препятствия на пути к достижению цели; настойчивость — способность к длительному преодолению препятствий и к срочному выполнению поставленной цели; критичность или самостоятельность в выборе реш ения , которая противоположна внушаемости, подчинению, указаниям и слепому подражанию действиям других; принципиально сть , т. е. подчинение решения определённым моральным убеждениям, принципам, а не эмоциональным случайным побуждениям; решительность , т. е. быстрый выбор нужного действия, нужного пути. Следует отметить и такое важное качество воли, как и н и ци ати в н о сть , т. е. стремление самому поставить задачу или цель, не дожидаясь указаний со стороны других.

Не надо забывать, что воля проявляется не только в действиях, но и в воздержании от них. Волевое усилие нередко требуется для того, чтобы не совершить поступка, который противоречит собственным убеждениям и может вызвать общественное осуждение.

Когда волевые действия и поступки начинают подчиняться моральным целям и связываются с осознанием основных жизненных целей, идеалов, т. е. с общественно-политическим мировоззрением, мы говорим об образовании хар акт ер а . Характер развивается в процессе практической деятельности, в процессе борьбы за осуществление общественного идеала. Образование большевистского характера связано с коммунистическим мировоззрением, с беззаветной преданностью делу Ленина — Сталина, с сознанием необходимости трудиться в целях построения коммунистического общества. Большевистский характер заключает в себе определённые черты: мужество, упорство и непреклонность в борьбе за достижение поставленной цели, настойчивость в преодолении препятствий, товарищеское отношение к тем, кто стремится к той же цели, искренность и правдивость в действиях и словах, т. е. полное их соответствие убеждениям, а также правильную критическую самооценку, определяющую непрерывное развитие личности человека.

В развитии воли в процессе обучения и воспитания нужно стремиться к соединению инициативы с полезными привычками. Развитие инициативы связано с расширением умственного кругозора, пробуждением любознательности, развитием интересов. Направленность интересов и содержание привычек зависят от мировоззрения и понимания существа коммунистической морали, от развития способности к правильной оценке собственного поведения и поведения других.

Для выработки привычек необходимы следующие условия: сознание необходимости выработать определённую полезную привычку (например, ученику заниматься выполнением заданий дома в определённые часы, доводить приготовление урока до конца) и решимость работать в этом направлении; использование каждого случая для выполнения действия, привычку к которому надо создать, и осуществление решения никогда не отступать от намеченной цели — создать ту или иную полезную привычку.

На пути от инициативы к созданию привычки лежит развитие способности к волевому усилию. Здесь в качестве предпосылки большую роль играет выбор учителем доступных для выполнения детьми заданий, которые способствовали бы укреплению у них уверенности в своих силах, а затем постепенное увеличение объёма и. трудности этих заданий и упражнение в их выполнении.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment