Внимание в начальной школе

vnimanie v nachalnoj shkole Обучение в советской школе

Особое место в ряду форм сознания и процессов психической деятельности занимает внимание. Оно как бы выражает степень сознательности восприятия, запоминания. Оно же участвует в той или иной мере во всякой, даже самой простой работе. Принято различать п ас с ив н о е , или не – произвольное внимание, и активное , или произвольное . Первое определяется силой или яркостью самого впечатления при восприятии, непосредственным интересом к поставленной задаче или к вопросу, второе — усилием, напряжением воли.

Такое деление видов внимания до известной степени условно: в действительности один вид внимания нередко переходит в другой. Необычное явление, вызвавшее в нас непосредственный интерес своей необычностью, когда мы начинаем изучать его, требует уже усилий произвольного внимания, и наоборот: делая усилия для того, чтобы начать слушание рассказа или чтение книги, мы, заинтересовавшись содержанием воспринимаемого, затем уже без усилий сохраняем внимание.

В ряду особенностей внимания нужно отметить: огр аниченно сть его объёма, т. е. количества одновременно схватываемых впечатлений; постепенное приспо с о бление внимания в процессе втягивания в работу; некоторые пределы устойчивости внимания , т. е. возможности удержать его на одной и той же высоте при непрерывной работе; ко – лебания внимания на протяжении одного и того же периода умственной деятельности; и трудность распред еления внимания между различными впечатлениями или между различными видами деятельности даже в том случае, когда последние связаны друг с другом (трудно одновременно рассматривать предмет, диаграмму и слушать словесное объяснение к ним, слушать и записывать и т. д.). Между тем в ряде видов сложной деятельности распределение внимания имеет большое значение, и учителю необходимо развивать у детей внимание и в этом направлении.

С точки зрения обучения и воспитания наиболее важно знание ф акто – ров, причин или условий, вызывающих и поддерживающих внимание.

Перед учителем стоит задача развить у детей высшую форму внимания, т. е. произвольное внимание, которое позволит им выполнять трудную и подчас неинтересную работу. Однако связь двух видов внимания — непроизвольного и произвольного — не только не позволяет игнорировать факторы, определяющие возникновение непроизвольного внимания, но и заставляет исходить от них в разрешении указанной задачи.

Очень важным условием для того, чтобы вызвать непроизвольное внимание является ярко сть впечатления . Красивая картина, выразительное чтение литературно-художественного произведения, хорошо проведённый опыт неизбежно вызовут непроизвольное внимание, связанное с непосредственным интересом, т. е. чувством удовольствия от их восприятия. Но самое упражнение детей в рассматривании картины и слушании рассказа учителя, вызывающих работу их мысли, есть один из путей постепенного развития устойчивого произвольного внимания.

Другим условием вызова и поддержания внимания является смена впечатлений . Однако к использованию этого фактора в процессе обучения нужно подходить весьма осторожно. Не следует забывать о постепенной приспособляемости внимания. Только при разнообразных формах работы, направленных на достижение одной и той же цели, например, на усвоение порядка выполнения определённого арифметического действия, введение этого фактора в процессе учебной работы имеет положительное значение.

Известно, что новизна впечатлений является одной из причин внимания. Но одновременно психология утверждает, что наличность знакомого в новом материале создаёт почву для возникновения внимания при восприятии нового материала. Это обстоятельство ещё раз подтверждает необходимость предварять сообщение новых знаний повторением пройденного, а также вызывать перед изучением нового материала соответствующие представления из жизненных наблюдений учащихся.

Связь материала, который мы воспринимаем, запоминаем, или над которым мы размышляем, с жизненными задачами , равно как осознание жизненно практического значения выполняемой нами работы, определяют повышенное внимание и интерес к умственной деятельности, хотя бы она и требовала от нас значительных усилий.

Поэтому очень важно иногда указывать детям на практическое значение получаемых ими знаний или навыков, на то, что они могут понадобиться им позднее. Это создаёт так называемый опосредствованный интерес: работа здесь является интересной не непосредственно, а через посредство той цели, для которой могут понадобиться результаты этой работы.

В некоторой связи с деятельностью внимания стоят те свойства человеческой психики, которые называются п одр аж ани е м и внуш е ни е м . Если мы будем внимательно смотреть на движения качающегося маятника, то через некоторое время наша голова и туловище начнут производить едва заметные движения качания; когда мы заметим, что один-два человека подошли к витрине с газетой, к наклеенному на стене плакату или объявлению, нас «тянет» присоединиться к ним и также начать читать или рассматривать; если в комнате один зевнул, то другие тоже начинают зевать. Это стремление воспроизвести, повторить наблюдаемое и вызвавшее внимание действие и называется по др ажани е м . В школе предметом подражания служат прежде всего д ей ствия учителя — лица, имеющего наибольший авторитет, вызывающего наибольшее внимание у детей; но и действия товарищей, естественно, постоянно вызывают подражание. Одно только высказывание мысли о каком-либо действии может вызвать у слушателя (внушить ему) стремление совершить это действие. С ил а в нуш ае м о – сти особенно велика у детей раннего в озраста .

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment