Особое место в ряду форм сознания и процессов психической деятельности занимает внимание. Оно как бы выражает степень сознательности восприятия, запоминания. Оно же участвует в той или иной мере во всякой, даже самой простой работе. Принято различать п ас с ив н о е , или не – произвольное внимание, и активное , или произвольное . Первое определяется силой или яркостью самого впечатления при восприятии, непосредственным интересом к поставленной задаче или к вопросу, второе — усилием, напряжением воли.
Такое деление видов внимания до известной степени условно: в действительности один вид внимания нередко переходит в другой. Необычное явление, вызвавшее в нас непосредственный интерес своей необычностью, когда мы начинаем изучать его, требует уже усилий произвольного внимания, и наоборот: делая усилия для того, чтобы начать слушание рассказа или чтение книги, мы, заинтересовавшись содержанием воспринимаемого, затем уже без усилий сохраняем внимание.
В ряду особенностей внимания нужно отметить: огр аниченно сть его объёма, т. е. количества одновременно схватываемых впечатлений; постепенное приспо с о бление внимания в процессе втягивания в работу; некоторые пределы устойчивости внимания , т. е. возможности удержать его на одной и той же высоте при непрерывной работе; ко – лебания внимания на протяжении одного и того же периода умственной деятельности; и трудность распред еления внимания между различными впечатлениями или между различными видами деятельности даже в том случае, когда последние связаны друг с другом (трудно одновременно рассматривать предмет, диаграмму и слушать словесное объяснение к ним, слушать и записывать и т. д.). Между тем в ряде видов сложной деятельности распределение внимания имеет большое значение, и учителю необходимо развивать у детей внимание и в этом направлении.
С точки зрения обучения и воспитания наиболее важно знание ф акто – ров, причин или условий, вызывающих и поддерживающих внимание.
Перед учителем стоит задача развить у детей высшую форму внимания, т. е. произвольное внимание, которое позволит им выполнять трудную и подчас неинтересную работу. Однако связь двух видов внимания — непроизвольного и произвольного — не только не позволяет игнорировать факторы, определяющие возникновение непроизвольного внимания, но и заставляет исходить от них в разрешении указанной задачи.
Очень важным условием для того, чтобы вызвать непроизвольное внимание является ярко сть впечатления . Красивая картина, выразительное чтение литературно-художественного произведения, хорошо проведённый опыт неизбежно вызовут непроизвольное внимание, связанное с непосредственным интересом, т. е. чувством удовольствия от их восприятия. Но самое упражнение детей в рассматривании картины и слушании рассказа учителя, вызывающих работу их мысли, есть один из путей постепенного развития устойчивого произвольного внимания.
Другим условием вызова и поддержания внимания является смена впечатлений . Однако к использованию этого фактора в процессе обучения нужно подходить весьма осторожно. Не следует забывать о постепенной приспособляемости внимания. Только при разнообразных формах работы, направленных на достижение одной и той же цели, например, на усвоение порядка выполнения определённого арифметического действия, введение этого фактора в процессе учебной работы имеет положительное значение.
Известно, что новизна впечатлений является одной из причин внимания. Но одновременно психология утверждает, что наличность знакомого в новом материале создаёт почву для возникновения внимания при восприятии нового материала. Это обстоятельство ещё раз подтверждает необходимость предварять сообщение новых знаний повторением пройденного, а также вызывать перед изучением нового материала соответствующие представления из жизненных наблюдений учащихся.
В некоторой связи с деятельностью внимания стоят те свойства человеческой психики, которые называются п одр аж ани е м и внуш е ни е м . Если мы будем внимательно смотреть на движения качающегося маятника, то через некоторое время наша голова и туловище начнут производить едва заметные движения качания; когда мы заметим, что один-два человека подошли к витрине с газетой, к наклеенному на стене плакату или объявлению, нас «тянет» присоединиться к ним и также начать читать или рассматривать; если в комнате один зевнул, то другие тоже начинают зевать. Это стремление воспроизвести, повторить наблюдаемое и вызвавшее внимание действие и называется по др ажани е м . В школе предметом подражания служат прежде всего д ей ствия учителя — лица, имеющего наибольший авторитет, вызывающего наибольшее внимание у детей; но и действия товарищей, естественно, постоянно вызывают подражание. Одно только высказывание мысли о каком-либо действии может вызвать у слушателя (внушить ему) стремление совершить это действие. С ил а в нуш ае м о – сти особенно велика у детей раннего в озраста .
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова