Внеклассное чтение в начальных классах

vneklassnoe chtenie v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Чтение книг развивает у детей интерес к знаниям, даёт пищу для их любознательности, расширяет круг представлений и понятий, повышает уровень культурного развития. Чем начитаннее дети, тем легче даётся им учение. Читая книги, дети вступают в особый мир, где всё интересно, ново и невиданно. Они чувствуют себя как бы участниками подвигов и приключений героев читаемого произведения. Чтение воспитывает в детях любовь к родине и ненависть к её врагам. Оно способствует воспитанию у детей большевистских черт характера. Но чтение даёт такие результаты лишь при условии правильной его организации, когда дети читают систематически, вдумчиво и серьёзно специально подобранную для них литературу. Активным организатором и руководителем внеклассного чтения должен быть учитель.

Работу по внеклассному чтению следует начинать с первых же дней пребывания детей в школе. В период обучения грамоте учитель даёт им книжки-картинки, читает вслух, рассказывает, возбуждая интерес к книге. Со второго полугодия учитель начинает выдавать детям книжки для внеклассного чтения, взятые им из школьной библиотеки. Вместе с детьми вырабатываются первые простые правила обращения с книгой. Эти правила чётко пишутся учителем на небольшом листке бумаги и вывешиваются в классе.

Вот эти правила:

1.   Оберни книгу газетой или бумагой.

2.    Не перегибай книг во время чтения.

3.    Сделай закладку для книги.

4.    Клади книгу на чистый стол.

5.    Не перелистывай книгу мокрыми и грязными пальцами.

6.    Береги книгу.

Устанавливаются дни и часы выдачи книг. Учитель составляет иллюстрированный список книг, который рекомендуется детям прочитать. Этот список красиво оформляется и вешается на стену.

Так зарождается уголок книги. В дальнейшем в этом уголке могут быть выставлены рисунки детей к прочитанному, отзывы о книгах, отзыв учителя о хорошем читателе, книжные новинки, портреты писателей и пр.

Примерно так же организуется внеклассное чтение и в остальных классах.

Важным моментом в руководстве внеклассным детским чтением является учёт качества и количества прочитанного.

В конце месяца или в конце четверти учитель делает сводку, кто из детей сколько книг прочитал, какие книги оказались наиболее любимыми, выявляет особую склонность отдельных детей с тем, чтобы разнообразить детское чтение и помочь детям получить для чтения то, что им наиболее

интересно. В таком учёте, особенно в старших классах, может помочь вожатый отряда, вожатые звеньев и те дети, которые наиболее интересуются этим вопросом.

Кроме того, учитель проводит с детьми беседы о прочитанных книгах и руководит ведением читательских дневников.

В 1 классе эти дневники ведутся следующим образом: ученик берёт обыкновенную тетрадь для письма, подписывает её. На каждой странице тетради, после выдачи книг, он пишет порядковый номер книги, фамилию автора, название книги. Когда же книга прочитана, ученик на остальном пространстве страницы делает рисунки к прочитанному.

Так же, в основном, ведутся дневники в остальных классах. Различие будет только в том, что, начиная со 2 класса, дети не только помещают в дневниках рисунки, но и кратко записывают, о ком или о чём они прочитали. В 4 классе дети пишут в дневниках, что им понравилось в книге и почему. Форма дневника не должна быть сложной. Она должна быть простой, удобной и интересной для детей. При этом условий записи в дневниках будут непосредственными и живыми, способствующими и развитию письменной речи учащихся.

Правильно поставленный учёт приучит детей читать книги с начала до конца, разовьёт в них сознание, что главная цель чтения — это понимание и запоминание прочитанного.

В руководстве внеклассным чтением большое внимание должно быть уделено продвижению ценных книг в детскую читательскую среду. Практикой в этом отношении установлен ряд приёмов. Укажем наиболее интересные из них.

Рекомендательный список . Это самый простой способ заинтересовать детей книгами. Списки книг иллюстрируются картинками, загадками и т. п. На каждую книгу даётся аннотация в понятной для детей форме, например:

Гайдар, «Р. В. С.» — Рассказ о героях-ребятах. Они спасли красного командира от белых во время гражданской войны на Украине. Для учащихся 3 и 4 классов.

Ильина — «Четвёртая высота». Очень интересная повесть о жизни девочки Гули Королёвой. Как она под влиянием своей мамы, а потом учителей, пионерской дружины, комсомола воспитывала в себе волю и характер. Как она вела себя в тяжёлые годы Великой Отечественной войны. Для учащихся 3 и 4 классов.

Джек Лондон — «Сказание о Кише». Киш — эскимосский мальчик с далекого холодного севера — придумал совсем необыкновенный способ охоты на белых медведей. И стал Киш лучшим из охотников в своём племени. Для учащихся 2 и 3 классов.

Списки или каталоги-альбомы оформляются учителем под общим заголовком, например: «Что я буду читать», «Посмотрите каталоги и выберите себе книгу» и т. п.

Книжные выставки . Выставка организуется с учётом возраста детей данного класса. Тематика выставки может быть очень разнообразна. В школьной библиотеке обязательно должны быть выставки, расширяющие и дополняющие учебный материал, а также выставки, посвящённые датам красного календаря и памятных дней.

Кроме этих выставок, следует устраивать специальные выставки для каждого класса на тему: «Что читать в этом году». Такие выставки имеют целью показать детям те основные книги, которые им следует прочитать по разным вопросам, книги, которые входят в рекомендательный список для данного класса. Выставка должна быть красочной, привлекающей внимание детей. Оформление должно сделать тему выставки более конкретной, наглядной.

Чтение вслух — самая распространённая форма работы, простая и доступная каждому учителю и в то же время очень любимая детьми, особенно младшего возраста.

Желая вызвать интерес к книге того или иного автора, подчеркнуть ту или иную тему и заинтересовать ею детей, учитель читает детям вслух рассказы или выдержки из них. При чтении используются диапозитивы, аллоскоп.

К чтению вслух необходимо тщательно подготовиться. Читать надо неторопливо, отчётливо, просто, некрикливо и достаточно выразительно.

Художественное рассказывание . Это также одна из эффективных форм воспитания интереса и любви к книге. Учитель рассказывает детям отдельные эпизоды из рекомендуемой книги; доводит свой рассказ до наиболее интересного места книги, возбуждает таким образом у детей интерес к ней; рассказывает содержание книги, не касаясь подробно деталей, о которых дети могут узнать, прочитав книгу, и т. д. Подготовка к рассказыванию труднее, чем к чтению, но зато учитель может свободно сделать большие рассказы маленькими, трудные — лёгкими и простыми.

Можно рекомендовать следующую последовательность подготовки к рассказыванию: выбрать рассказ и прочитать его, разделить на части и обдумать каждую часть: что главное, что второстепенное, какая особенность языка и пр.; прочитать рассказ ещё раз, выделить всех действующих лиц и представить их как живых: лицо, одежду, голос, поведение, обстановку, в которой они действуют; попробовать рассказать по плану вслух.

В рассказывании повестей, сказок можно держаться свободной передачи содержания. Нельзя этого делать, когда передаётся стихотворение, басня или проза классической литературы. Классиков лучше читать, а не рассказывать, а если рассказывать, то непременно заучив текст наизусть. Рассказывать следует естественно, просто, но выразительно, соблюдая ударения, паузы и нужную интонацию, сопровождая иногда рассказ жестом и мимикой.

Письменные отзывы . Дети 3 и 4 классов могут давать свои отзывы о прочитанных книгах и таким образом вызывать интерес к этим книгам у других учащихся. Но предварительно надо научить детей писать такие отзывы. Для этой цели учитель выбирает какую-нибудь книжку и читает её с детьми. Затем пишется коллективный отзыв на эту книгу. Учитель сообщает детям некоторые правила о том, как писать отзыв, например:

1.   Начиная отзыв, чётко напиши фамилию автора и название книги.

2.    Напиши краткое содержание книги.

3.    Укажи самое интересное место в книге.

4.    Дай совет прочитать эту книгу и укажи, почему советуешь.

После составления под руководством учителя двух-трёх коллективных отзывов, можно предложить детям писать отзывы о прочитанных книгах самостоятельно. Лучшие отзывы помещаются в уголке книги. Приведём несколько примерных отзывов учащихся.

Б. Житков, Про обезьянку (31 стр.)

В книжке мальчик рассказывает об обезьянке, которую звали Яшкой. Обезьянка была большая проказница: всё портила, везде лезла, всем надоедала. А сама такая смешная! Если встанет обезьянка на лапки, то она не больше полуметра. Мордочка сморщенная, старушечья, а глазки живые, блестящие; шерсть на ней рыжая, а лапки чёрные. Но самое интересное — это проказы обезьяны. Читайте эту книжку. Она очень интересная!

Р. Киплинг, Сказки (73 стр.).

В книжке 6 интересных сказок про зверей:

1.    Слонёнок.

2.    Откуда взялись броненосцы.

3.    Отчего у верблюда горб.

4.    Откуда у кита глотка.

5.    Кошка, гулявшая сама по себе.

6.    Откуда у носорога шкура.

Советую всем прочитать про слонёнка и про кошку. Это очень весёлые и интересные сказки. Очень смешно рассказывается про любопытного слонёнка, который всё спрашивал у всех, что кушает за обедом крокодил? Его за это все колотили, а слонёнок всё спрашивал, пока не дошёл до самого крокодила.

«Скажите мне, пожалуйста, поскорее, что кушаете вы за обедом?»

«Подойди поближе, малютка, я шепну тебе на ушко».

Слонёнок нагнул голову близко-близко к зубастой, клыкастой крокодиловой пасти, и крокодил схватил его за маленький нос. Что случилось дальше, я не скажу. Читайте сами эту сказку.

Литер атур ны й круж о к . Литературный кружок является также одной из важнейших форм пробуждения у детей интереса к книге. Работа в литературном кружке имеет следующие цели и задачи:

1.   Ознакомить детей с лучшими произведениями детской литературы, воспитывающими художественный вкус детей.

2.   Через чтение лучших образцов детской литературы дать детям навыки выразительного чтения и декламации.

3.            Развить устную и письменную речь.

4.            Развить творческие силы детей.

В кружок входят главным образом дети 3 и 4 классов (15—20 человек).

Организация кружка проста. Прежде всего из коллектива школы выделяется руководитель кружка, знающий детскую литературу и умеющий увлечь детей своею любовью к художественному слову. Затем производится запись в кружок. Дети входят в кружок по собственному желанию. В работе всякого кружка, а литературного особенно, важно составить план работы так, чтобы он отвечал желаниям и запросам детей. Основное внимание в работе всякого литературного кружка должно уделяться пропаганде книги, и поэтому в плане первое место должно занять чте н и е и р ас – с казыв ан и е , осуществляемые главным образом членами кружка. Постепенно в план кружка следует вводить и тв орче с кие р аб оты : инсценировки, драматизацию, устные и письменные сочинения на свободные темы, составление литературных сборников.

Достижения в работе кружка необходимо делать достоянием всех учащихся. Кружок должен выступать на школьных вечерах, быть организатором так называемых литературных утренников. «Утро» может быть посвящено творчеству одного писателя или какой-нибудь теме, или просто самостоятельному творчеству детей. Организуя литературное утро, на которое приглашаются все учащиеся данного класса, кружковцы способствуют тому, что интерес к книге пробуждается и у остальных детей.

В одной из школ члены литературного кружка, учащиеся 4 класса, прочитали на конференции всего класса следующие книги: «Морской охотник» Чуковского, «Сын полка» Катаева, «Четвёртая высота» Ильиной.

В том же кружке после чтения рассказа Аксакова «Материнская любовь» девочки вспомнили другие произведения, в которых также дан образ матери. Они вспомнили мать Владимира Ильича Ленина, мать Иосифа Виссарионовича Сталина, мать Зои Космодемьянской и многих других. Одна из девочек предложила приготовить доклады на тему «Мать». Решено было к празднику 8 марта провести занятие кружка, посвящённое этой теме. В итоге девочки подготовили доклады: «Мария Александровна Ульянова», «Любовь Тимофеевна Космодемьянская» «Пфлаумер» («Моя семья»), «Мать Гули Королёвой» (по книге Ильиной «Четвёртая высота») и др.

Две девочки подобрали хорошие стихотворения, посвящённые советской женщине-матери, переписали и выучили их наизусть.

Так был подготовлен материал, который учитель тщательно просмотрел и прослушал на собраниях кружка. Все девочки написали волнующие искренние сочинения про свою маму. Ко дню 8 марта была выпущена стенная газета, в которой девочки отразили работу кружка на данную тему. Было проведено занятие кружка, на котором подвели итоги работы. Учитель провёл беседу о том, какую роль играет мать в семье, какие взаимоотношения существуют между детьми и матерью, как надо помогать маме и беречь её. На очередном родительском собрании учитель поднял вопрос о взаимоотношениях матери и дочери, прочитал детские сочинения, подчеркнув те места, где говорилось, за что девочки особенно любят и ценят свою маму и в каких случаях желают быть похожими на неё. Сочинения произвели на родителей очень большое впечатление.

Кроме чтения художественной литературы, учащиеся, особенно старших классов, должны регулярно читать свою детскую газету — «Пионерская правда» и журналы «Мурзилка», «Дружные ребята», «Пионер», «Костёр». Для того чтобы научить детей читать газету, надо сначала рассказать им следующее: какие есть детские газеты; как узнать, к какому времени относится данный номер газеты и какое это имеет значение; какие отделы обычно бывают в детской газете и как находить в ней нужный материал.

Затем надо научить детей находить определённый раздел в газете, по заголовкам (по крупному шрифту) уметь устанавливать, о чём написано в газете. С первых же шагов работы с газетой надо заинтересовать детей газетным материалом, возбудить у них желание поскорее получить новый номер и заглянуть в него. Для этого целесообразно применить такой приём: ознакомить детей с каким-нибудь событием, которое само по себе очень интересно, увлекательно и которое ещё только начинает развёртываться. Например, какая-нибудь экспедиция отправляется в отважное путешествие; у детей возникает вопрос: а что же дальше будет? Об этом учащиеся узнают из следующего номера газеты — из телеграмм. С получением каждого следующего номера дети с волнением разыскивают новые сведения об этом событии. Через несколько дней появляется об экспедиции статья корреспондента с фотографиями, статья, передающая интересные подробности о первых шагах экспедиции. Дети собирают материал, характеризующий весь путь экспедиции, составляют альбом. Получается увлекательная и очень поучительная, имеющая большое образовательное значение работа.

В практике лучших школ имеют место и другие приёмы работы с газетой. Так, например, учитель поручает отдельным ученикам подготовить информацию об интересных событиях. Сообщение делается устно, по плану. Судя по опыту, эта работа детям нравится, а главное — она прекрасно развивает их речь, развивает чувство общественности, воспитывает интерес к общественной жизни, приучает к выступлениям.

Регулярно, раз в неделю, учащимися проводится чтение газеты вслух: дети читают подготовленные ими рассказы и события, которые могут интересовать всех учащихся.

Дети делают вырезки из газет и составляют из них альбомы на различные темы, например: жизнь замечательных людей; жизнь пионеров; путешествия и открытия; читайте эти книги; отгадайте и т. д.

Материал газет и детских журналов очень разнообразен и интересен и, наряду с книгой, может быть широко использован учителем в образовательных и воспитательных целях.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment