Викторина на тему «Знаете ли вы арифметику?» состоит из 10 табличек, по одной на игру. Учитель предлагает вопросы устно или записывает их на доске. В первом случае ответы проверяются у 2—3 учеников, во втором случае ученики пишут ответы на листках бумаги и сдают их учителю, который отмечает на листках время сдачи. После проверки объявляются победители.
Ниже приводится содержание одной из викторин.
- Напишите наибольшее и наименьшее шестизначные числа.
- Назвать обращенные числа: 93 (39); 48; 75; 123 (321); 475; 586; 1478 (8741); 5793; 6872.
- Найти два таких числа, произведение которых 12, а частное от деления большего числа на меньшее также 12.
- Насколько уменьшаемое больше разности?
- Какие три целых числа, если их перемножить, дают столько же, сколько получится от их сложения?
- Сколько граммов в одной тонне?
- Сколько квадратных метров в одном квадратном километре?
- Модель кубического метра разрезали по длине, ширине и высоте на 4 равные части (провели сечения на расстоянии 25 см одно от другого). На сколько равных частей разрезали модель кубического метра? Сколько кубических дециметров в каждой его части?
- Книга с обложкой стоит 22 коп. Обложка дешевле книги на 20 коп. Сколько стоит книга и сколько обложка?
- Длина дороги на плане с масштабом в 1 см 500 м равна 8 см. Чему равна длина дороги на местности?
- Мальчик должен уплатить за купленную вещь 14 коп. У него одни трехкопеечные монеты, а у кассира одни пятикопеечные монеты. Могут ли они расплатиться и как?
Каждый учитель знает, что его работа с детьми не оканчивается только уроком, а продолжается и во внеурочное время. Только учитель, зная свой класс, может определить, какая внеклассная работа может быть выполнена его учениками более эффективно. От содержания внеклассной работы зависит и выбор форм ее. Так, если целью внеклассной работы является решение задач или усовершенствование навыков учащихся в измерении, то выбираются формы работы, требующие длительных занятий. Для этого лучше организовать кружки учащихся: кружок решения задач или кружок измерительной практики.
Для ознакомления с играми (угадывание задуманных чисел) или приемами вычислений (умножение на 11, 9, 99 и др.) проводятся эпизодические занятия с теми учениками, которые желают познакомиться с новыми приемами вычислений. К числу эпизодических занятий должны быть отнесены уроки, известные под названием уроков занимательной арифметики. Темами занятий могут быть «Первый десяток», «Второй десяток», «Таблица умножения и деления», «Живая нумерация» и др.
Внеклассная работа в школе (школе-интернате и школе с продленным днем) может носить массовый характер, когда она направлена на возбуждение интереса у учащихся нескольких параллельных или смежных классов к математике. К мероприятиям массового характера относятся вечера и утренники, посвященные математике, стенгазета, математические пионерские сборы, командные соревнования между параллельными классами, олимпиады (межклассные), а также выставки (учебно-наглядных пособий, измерительных приборов, инструментов и др.).
Следующую группу внеклассных занятий образуют мероприятия, протекающие внутри того или иного класса. К числу таких занятий нужно отнести «пяти- и десятиминутки», посвященные занимательной математике, викторины, олимпиады, математические эстафеты, экскурсии, командные соревнования внутри класса.
Последнюю группу образуют индивидуальные занятия с исключительно успевающими учениками или с такими, которые требуют специальных занятий по улучшению навыков решения задач, устных вычислений и др.