Формирование математических понятий и навыков достигается с помощью целой системы взаимосвязанных уроков, каждый из которых имеет свою главную дидактическую цель. Цель каждого отдельного урока определяется всей системой занятий, с помощью которых раскрывается перед учениками содержание изучаемой темы. Таким образом, перед уроком могут стоять различные цели: первоначальное ознакомление с новым понятием, знакомство с новым вычислительным приемом, углубление и расширение данного понятия, закрепление того или иного приема, проверка знаний, умений и навыков и. др.
Нередко эти цели осуществляются на одном и том же уроке. Так, например, повторение пройденного, включение ранее приобретенных знаний в новую систему происходит почти на каждом уроке; то же относится и к проверке знаний учащихся; объяснение нового всегда сопровождается на том же уроке первоначальными упражнениями. Но при этом очень часто одна из сторон или целей на данном уроке является основной, ведущей, наиболее ярко выраженной.
В соответствии с этим можно указать следующие виды уроков:
- Уроки, на которых ученики знакомятся с новыми для них понятиями и приобретают новые знания и умения; уроки, на которых начинается формирование навыка вычислительного, измерительного, графического, или умения решать задачи.
- Уроки закрепления новых знаний, умений и навыков с помощью различных упражнений.
- Уроки повторения, обобщения и систематизации пройденного.
- Уроки проверки знаний, умений и навыков с последующей работой над ошибками.
- Особую группу составляют уроки, на которых ученики знакомятся с мерами и вырабатывают измерительные навыки. Отличительной особенностью таких уроков является лабораторный характер их, использование измерительных инструментов и приборов, что вносит своеобразие в их построение.
Обдумывая урок — его цель, содержание и методы, учитель устанавливает вместе с тем его структуру, то есть намечает основные его части, которые должны находиться в органической связи между собой, и отводит на каждую из них определенное время.
Возможны следующие составные части урока математики: проверка домашнего задания; сообщение темы и цели урока; подготовка учеников к восприятию нового материала путем повторения ранее изученного или воспроизведения жизненного опыта детей; специальные упражнения в устных .вычислениях; изучение нового материала (как основная часть урока); первоначальное закрепление знаний и умений в виде коллективной работы детей; упражнения в совершенствовании знаний, умений и навыков (как основная часть урока); самостоятельная работа учеников и проверка ее; задание на дом; подытоживание и завершение урока.
Урок может включать различные составные части. Целесообразность включения в урок той или иной части и соотношение ее с другими частями зависит от цели и содержания занятия и от методов, применяемых на данном уроке.