Виды и методика самостоятельной работы в начальных классах

vidy i metodika samostoyatelnoj raboty v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Виды самостоятельной работы детей многообразны. В выборе их учитель может широко проявить свою инициативу и творчество, не забывая, однако, что каждый вид самостоятельной работы должен соответствовать целям обучения и иметь определённое образовательное и воспитательное значение. Виды самостоятельной работы, применяемые на уроке, как правило, зависят от целей и содержания урока. Однако в практике работы школы находят широкое применение и такие виды самостоятельной работы, которые иногда прямой связи с содержанием урока не имеют, но важны по своему общему значению для овладения детьми данным учебным предметом. К таким видам самостоятельной работы по русскому языку можно, например, отнести гр амматический разбор и спи – сывание (письмо по памяти).

Грамматический разбор в качестве самостоятельной работы детей на уроках русского языка применяется уже в младших классах. Во втором полугодии в 1 классе дети списывают с доски или из книги небольшие тексты, выделяют из них отдельные предложения, выписывают подчёркнутые учителем слова, составляют их из букв разрезной азбуки, деля каждое слово на слоги, подчёркивают в выписанных из текста словах слоги с мягкими (твёрдыми) согласными, указывают в словах гласные и согласные буквы.

Во 2 классе после ознакомления детей со словами, обозначающими предмет, качество, действие, дети самостоятельно распознают эти слова в прочитанных текстах, ставят к ним вопросы, выписывают или подчёркивают слова, сначала отдельно, группируя слова, обозначающие предметы, слова, обозначающие их качество, действия. Затем соединяют слова, обозначающие предметы, со словами, обозначающими их качество или действие. Во 2 классе в качестве самостоятельной работы проводятся также упражнения в делении слов на слоги, в выделении мягких и твёрдых согласных, в подчёркивании ударных слогов, в обозначении ударных гласных. В процессе практического ознакомления с корнем слова дети выполняют самостоятельные работы по распознаванию в данном учителем тексте родственных слов и выписыванию их с подчёркиванием общей их части (корня). По мере развития этого навыка вводятся упражнения в подыскивании к данным словам-корням родственных им слов (бел — белый, белка и т. п.).

Эта самостоятельная работа имеет широкое применение и в последующих классах: упражнения в образовании гнёзд слов важны и для развития речи детей (особенно, если с каждым новым словом дети придумывают предложение), и для развития навыков грамотности, в частности для усвоения правописания безударных гласных.

В 3 и 4 классах грамматический разбор, как самостоятельная работа детей, применяется в более развёрнутых формах. Дети самостоятельно упражняются в морфологическом разборе слов, разбирая их состав, указывая их грамматические формы.

Вначале письменный грамматический разбор целесообразно проводить по схемам. Схема дисциплинирует внимание детей, способствует запоминанию грамматических форм частей речи и даёт возможность сравнивать и сопоставлять отдельные грамматические формы. Письменный грамматический разбор текста без пользования схемой проводится преимущественно как контрольная работа. Самостоятельный грамматический разбор в той или иной форме должен быть обязательной частью урока грамматики и правописания.

Большое значение для развития навыков грамотного письма в условиях работы с несколькими классами имеет систематическое упражнение детей в письме по памяти . Навык такого письма развивается у детей постепенно. Уже в 1 классе учитель приучает детей переносить при списывании с букваря слова в тетради целиком, а не по частям, как обычно это делают дети. Прочитав в букваре слово, ученик внимательно всматривается в него. Затем закрывает слово листком бумаги и пишет слово по памяти, не заглядывая в букварь. После этого ученик проверяет по букварю, правильно ли он написал данное слово. Сначала дети приучаются к такому списыванию с рукописного текста, а затем с печатного. По мере развития навыка писать по памяти прочитанные отдельные слова дети переходят к такому же списыванию целых предложений, а затем небольших отрывков и выученных наизусть стихотворений. При этом очень важно, чтобы ученик, читая предложение или отрывок, понимал бы смысл прочитанного. Предназначенный для списывания текст учитель предварительно читает и разбирает с детьми. Опыт показывает, что такие упражнения, систематически применяемые учителем на уроках русского языка, дают весьма положительные результаты. Однако следует иметь в виду, что продуктивность этого вида самостоятельной работы детей зависит от степени овладения ими навыком письма по памяти. Поэтому учитель должен настойчиво добиваться, чтобы дети при всяком списывании строго соблюдали правила: писать прочитанное слово или фразу, не заглядывая в книгу, и обращаться к тексту лишь для проверки написанного.

В практике начального обучения списывание на уроках русского языка занимает значительное место. Упражнения по грамматике и правописанию заключаются главным образом в списывании, осложнённом тем или иным заданием. Выполнение задания в этих случаях не должно препятствовать развитию навыка письма по памяти. Сочетание этих двух задач практически может быть легко осуществлено. Сначала учитель выполняет с детьми упражнение устно, обращая особое внимание на сознательное усвоение содержания работы и на практическое овладение заданием. Затем дети переходят к письму. При этом учитель напоминает детям, как надо списывать, и следит в начале работы за тем, чтобы письму предшествовало внимательное чтение текста и предварительное, самостоятельное устное выполнение задания.

Письмо по памяти может быть тесно связано с развитием навыка письменного изложения прочитанного. Дети читают указанный учителем рассказ или отрывок и самостоятельно излагают его, пользуясь время от времени текстом для справок.

Самостоятельные работы по грамматике и орфографии, конечно, не ограничиваются только грамматическим разбором и списыванием. Сюда следует также отнести самостоятельное составление детьми таб – лиц склонения и спряжения после устных упражнений с учителем; запись орфографических правил и примеров к ним после вывода правила с учителем; систематическое упражнение в письме слов, правописание которых необходимо запомнить (например, слов с безударными гласными, не проверяемыми ударениями), и самостоятельную работу детей над допущенными при письме ошибками. Последняя работа имеет особенно большое образовательное и воспитательное значение. С первых же шагов обучения надо приучать детей находить и исправлять свои ошибки. С этой целью учитель, проверяя письменные работы, детей, ограничивается лишь подчёркиванием слова, в котором допущена ошибка. Одновременно с этим учитель даёт на полях тетради или правильное написание слова, если ошибка допущена в слове, правописание которого надо запомнить, или даёт соответствующую орфограмму.

Так, например, если ученик в слове коза допустил ошибку, то учитель, подчеркнув это слово в тексте, на полях тетради пишет: горы — гора, козы… Ученик должен дописать — козы — коза, а затем найти ошибку в тексте и исправить её. В старших классах достаточно ограничиться указанием исходной орфограммы, падежа, окончания и т. п., и, наконец, в некоторых случаях просто ограничиться только подчёркиванием слова, в котором допущена ошибка.

При выборе самостоятельных работ, в связи с чтением и развитием речи детей внимание учителя должно быть обращено на те виды работы, которые достаточно проверены на практике.

В добукварный период обучения грамоте в качестве самостоятельной работы детям даются подгото вительные упражнения к письму . Дети срисовывают с букваря или с доски рисунки, состоящие из прямых линий (домик, лесенка, стол, стул и т. п.), рисуют карандашом (по трафарету) кружки, треугольники, квадраты и заштриховывают их. Пишут простейшие элементы букв: прямые палочки, палочки с закруглением, овалы и полуовалы.

При подготовке детей к этим работам учитель обращает внимание на правильную посадку детей, на развитие у них навыка правильно класть тетрадь, держать карандаш.

В начале каждая из этих работ выполняется под непосредственным наблюдением учителя. Учитель показывает детям движения пальцев при рисовании и письме и наблюдает за тем, чтобы упражнения способствовали развитию мелкой мускулатуры кисти руки.

Кроме этих самостоятельных работ, в добукварный период обучения, с целью развития речи детей, вводится самостоятельное рас сматрива- ние рисунков в букваре и настенных картин с заданием рассказать, что на них нарисовано.

В букварный период обучения грамоте основными видами самостоятельной работы на уроках русского языка являются чтение по букварю , составление слов и фраз из букв разрезной азбуки, письмо элементов букв, букв и слов. Дети самостоятельно читают пройденную с учителем страницу букваря. При этом чтение отдельных слов и фраз сопровождается р аботой с разр езной аз букой . Дети составляют из букв разрезной азбуки каждое прочитанное ими слово или небольшую фразу, не заглядывая в букварь. Эта работа проводится так же, как и письмо по памяти. Дети составляют из букв разрезной азбуки подписи к рисункам, которые вывешиваются учителем на доске или даются на отдельных карточках (вилы, сани, рама, шары и т. п.).

Под каждым рисунком даётся первый или второй слог соответствующего слова, дети составляют недостающий слог, а затем и всё слово. После проверки учителем составленных слов дети срисовывают рисунки и подписывают их.

В дальнейшем эта работа усложняется: дети подбирают из прочитанного текста в качестве подписи под картинкой предложение, или составляют предложение из данных учителем слов или придумывают сами подпись к картинке, составляют её из букв разрезной азбуки и после проверки учителем подписывают её под рисунком.

К этому виду самостоятельной работы примыкают различного рода упражнения в развитии устной и письменной речи. На протяжении первого года обучения и во 2 классе широко практикуется самостоятельное со – ставление детьми устных и письменных рассказов по картинкам . В 1 классе такие рассказы дети составляют из данных учителем предложений или придумывают рассказ коллективно под руководством учителя. Составленный рассказ учитель записывает на классной доске. Дети внимательно читают рассказ несколько раз, затем учитель закрывает текст, и дети пишут его в тетрадях по памяти. Запись составленного детьми рассказа может быть осложнена различными заданиями. Так, например, в рассказе может быть опущено предложение — дети, записывая рассказ, восстанавливают его текст полностью; в некоторых предложениях учитель опускает слова, обозначая пропуски чёрточками — при списывании дети восполняют пропуски и т. д.

В конце первого года обучения и далее во 2 классе дети упражняются в самостоятельном изложении лёгких текстов и составлении не больших р ассказов по вопро сам на основе содержания рассмотренной картинки.

По мере развития у детей навыка сознательного чтения увеличивается и возможность проведения самостоятельных работ. В младших классах, почти как правило, самостоятельное чтение детей, сопровождаемое выполнением различных заданий, следует за объяснительным чтением с учителем. Только в отдельных случаях самостоятельное тихое чтение детей может предшествовать чтению с учителем. Это допустимо тогда, когда рассказ, намеченный для объяснительного чтения, вполне доступен для детей и по содержанию, и по языку. Но и в этих случаях самостоятельному чтению детей должна предшествовать работа с учителем. Учитель проводит с детьми беседу, в которой, опираясь на опыт и знания детей, вводит учащихся в понимание содержания рассказа, и даёт задание прочитать рассказ и ответить на вопросы, написанные на доске. В ответах на вопросы дети воспроизводят основные моменты содержания рассказа.

В старших классах самостоятельное тихое чтение перед объяснительным чтением имеет более широкое применение. Но ему также должна предшествовать беседа учителя. Задания здесь более сложны: дети должны уметь не только передать содержание прочитанного рассказа, но и дать в общих чертах оценку поступкам действующих лиц, уметь найти в прочитанном тексте ответ на поставленный учителем вопрос, выделить по заданию учителя ту или иную часть рассказа и т. п.

В младших классах перед объяснительным чтением полезно предложить детям составить из букв разрезной азбуки отдельные трудные слова текста. Эти слова до урока выписываются учителем на классной доске с разделением на слоги. Дети читают написанные учителем слова по слогам и составляют их из букв разрезной азбуки. Опыт показывает, что такого рода самостоятельные упражнения детей являются хорошим средством предупреждения ошибок при чтении.

Самостоятельные работы после объяснительного чтения имеют своей целью закрепление полученных детьми при чтении представлений, понятий и эмоций, развитие логического мышления детей, их речи и творчества.

Эти задачи в младших классах осуществляются в таких видах работ, как рисование картинок к прочитанному — к какому-либо эпизоду рассказа, к каждой части рассказа (картинный план) и рассказу в целом; ответы на вопросы по прочитанному (своими словами или словами книги); деление рассказа на части по указанию учителя (учитель даёт заголовки частей, дети отыскивают эти части, читая текст); в подготовке пересказа прочитанного (по плану или без плана).

В старших классах самостоятельные работы распределяются по трём основным разделам: повторное чтение и подготовка к пересказу, словарная работа в связи с чтением, письменная работа в связи с чтением.

При повторном чтении учитель может дать следующие задания: пересказать прочитанное (по вопросам, по плану, без плана), придумать и рассказать подобный прочитанному случай или придумать правдоподобный конец к прочитанному, нарисовать иллюстрации к прочитанному (или описать картинки словами), разбить произведение на части и озаглавить их, выделить из текста по вопросам учителя характерные черты героя, ответить на вопросы по содержанию прочитанного (выбрать из текста соответствующие места), выучить наизусть стихотворение, басню, отрывок прозы.

При проведении словарной работы возможны такие задания: прочитать в сноске объяснения новых слов и уметь кратко передать эти объяснения; составить с новыми словами предложения, найти сравнения и определения в указанном учителем отрывке.

Основными видами письменных работ в связи с чтением являются: списывание указанного учителем отрывка с подчёркиванием в нём определённых слов (сравнений, определений и т. п.), выписывание отдельных слов и выражений, запись составленного с учителем плана, письменные ответы на вопросы, пересказ и сочинение.

Основными видами самостоятельной работы на уроках арифметики являются устны е и письменные вычисления , решение и составление задач.

В младших классах эти упражнения проводятся устно. Дети решают в уме заданные учителем примеры и показывают результаты решения разрезными цифрами, выкладывая их на партах. После проверки работы учителем дети убирают цифры, списывают примеры в тетради, воспроизводят их решение и записывают результаты. Примеры для самостоятельного решения даются детям в разнообразных формах: столбики, таблицы, занимательные квадраты, счёт по кругу и пр. Эти виды упражнений приведены в задачниках.

Для самостоятельного решения, как правило, даются задачи, аналогичные тем, которые решались с учителем. Точно так же и самостоятельное составление простых задач по картинкам или по данным примерам возможно лишь после предварительных упражнений с учителем в решении сходных задач.

Устный счёт в качестве самостоятельной работы на уроке применяется и в старших классах. Однако здесь большое место занимают различные самостоятельные упражнения в письменных вычислениях. При этом решение примеров обязательно сопровождается самостоятельной проверкой результатов действий.

Большое внимание в занятиях по арифметике в старших классах обращается на развитие у детей навыков решения сложных задач. Этой цели могут служить только те сложные задачи, которые посильны детям для самостоятельного решения. Вместе с этим не следует забывать, что упражнения в решении задач на уроках имеют своей целью развитие и закрепление имеющихся у детей знаний и навыков. Это в большинстве случаев тренировочные упражнения, а не контрольные. Поэтому необходимо, чтобы самостоятельное решение сложной задачи приводило к положительным результатам. Часто на это не обращается внимания, и нередко время, посвящённое самостоятельному решению задачи, проходит в безрезультатных усилиях детей. Польза от таких упражнений весьма незначительна. Отсюда вытекает требование тщательной подготовки детей к самостоятельному решению сложных задач. В качестве самостоятельной работы может быть дано повторное решение трудной задачи или решение задачи, аналогичной той, которая только что была решена с учителем. Подготовка к решению сложной задачи заключается в анализе условия задачи, в составлении плана решения, в предварительном решении простых задач, из которых состоит сложная задача.

Предварительный анализ условия задачи обычно завершается самостоятельным составлением детьми плана решения, и только после проверки плана дети приступают к решению задачи.

Основным видом самостоятельной работы по истории, географии и естествознанию является р абота с учебником . Эта работа может преследовать различные цели: чтение ранее разученного материала с целью повторения, разучивание нового материала с целью закрепления в памяти того, о чём рассказывал учитель; самостоятельное предварительное изучение нового материала.

Чтение ранее разученного материала с целью его повторения, как уже говорилось выше, имеет место в начале урока, перед изложением учителем нового материала. Самостоятельная работа в этом случае выражается в подготовке детьми ответов на вопросы учителя (вопросы записываются на доске). Ответы детей на вопросы должны охватить круг тех знаний, без -которых невозможно сознательное усвоение того, о чём будет рассказывать учитель. Поставленные с этой целью вопросы могут касаться содержания не одной только статьи, а двух-трёх статей. В задании учитель точно указывает детям, что им надо прочитать для того, чтобы подготовить ответы на заданные вопросы.

При разучивании нового материала учитель облекает задание в такую форму, которая облегчала бы детям прочное и сознательное усвоение прочитанного. С этой целью полезно дать детям план для пересказа статьи, причём план может быть составлен учителем вместе с детьми в процессе воспроизведения изложенного им учебного материала. В задании надо обязательно указать, что надо хорошо запомнить, записать в тетради (имена, названия, факты, даты). Если статья, которую дети читают, сопровождена иллюстрациями, то их необходимо также использовать для лучшего усвоения разучиваемого материала. Учитель может дать задание подготовить рассказ или объяснение по картинке, помещённой в учебнике, пользуясь для этого соответствующим текстом.

Значительно реже проводится самостоятельное чтение детьми нового материала. Эта самостоятельная работа возможна в тех случаях, когда учебный материал, излагаемый в той или иной статье, вполне доступен для сознательного его усвоения детьми, т. е. тогда, когда для этого у них имеется достаточная подготовка. Но и при этом условии чтению с целью самостоятельного первоначального усвоения нового учебного материала обязательно должна предшествовать беседа учителя, вводящая в содержание предназначенной для чтения статьи.

Кроме чтения учебника на уроках истории, географии и естествознания применяются и другие виды самостоятельной работы. Так, по истории могут быть даны задания, связанные с усвоением хронологии. Дети записывают хронологические даты на карточках, например:

image 19

При повторении хронологии они подбирают к указанным учителем событиям карточки с датами и историческими деятелями или к названным историческим деятелям — карточки с датами и событиями и т. д.

В самостоятельных работах по географии большое место занимают задания по настольной и контурной картам . По настольной карте дети по заданию учителя показывают изучаемые географические объекты (границы, города, местонахождение полезных ископаемых и т. д.) специально приготовленными закладками, например: горы показываются вырезанными из бумаги коричневыми полосками, города — красными

image 20
image 21
image 22

 

image 23
image 24
image 25

кружочками, низменности — зелёными квадратами и т. д. Задания по контурной карте выражаются в самостоятельном нанесении и подписывании изучаемых объектов, причём предварительно эти объекты на контурной карте обозначаются закладками, а затем, после проверки учителем, наносятся цветным карандашом и подписываются.

Кроме этого, для самостоятельной работы с географической картой даются упражнения в определении направлений и в вычислении расстояний по масштабу.

По естествознанию, в связи с наблюдениями и последующим чтением учебника, в качестве самостоятельной работы возможны краткие записи и зарисовки . Дети могут записать вывод из опыта, зарисовать опыт, обозначить на рисунке изучаемые органы и т. п.

Краткие записи и зарисовки возможны и по географии. Например, нарисовать схему реки и обозначить исток, приток, устье; записать название морей, озёр, рек и т. д.

Самостоятельное разучивание учебного материала по учебнику должно, как правило, следовать за чтением учебника с учителем и только лёгкие статьи могут даваться для самостоятельной работы без предварительного чтения их с учителем, после его рассказа или беседы.

При занятии с двумя классами самостоятельная работа детей на уроке занимает половину всего учебного времени, а иногда и большую часть урока. Поэтому от успеха её проведения зависит качество всей учебно-воспитательной работы учителя. Он должен смотреть на самостоятельную работу учащихся, как на основную свою задачу, которую он обязан каждый раз правильно методически разрешать.

Каждый новый вид самостоятельной работы может быть введён лишь после того, как он будет освоен детьми под руководством учителя.

Самостоятельную работу, даже незначительную, нельзя давать наспех. Во всех случаях учитель должен основательно к ней готовиться: продумать её содержание и методы подготовки к ней учащихся, учёт результатов её проведения и пр. Только правильно поставленная работа может иметь глубокое воспитательное значение, дисциплинировать детей, развивать у них весьма ценные черты характера, пробуждать и укреплять в них интерес к учению.

 

 

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

 

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment