Уход за школьными помещениями в начальных классах

uhod za shkolnymi pomeshheniyami v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Уход за помещениями школы необходим для создания нормальной работы в школе и обеспечения охраны здоровья детей. Повседневный уход за школьными помещениями заключается в поддержании их, а также находящегося в них оборудования в образцовой чистоте. Необходимо всемерно бороться с пылью, систематически проветривать школьные помещения, особенно классы и коридоры, поддерживать нормальную температуру воздуха в них и т. п.

Борьба с пылью, которая заносится в помещение школы главным образом извне — с улицы, должна вестись путём создания условий, препятствующих её проникновению в здание школы, а также путём уборки всех помещений школы и классов влажным способом, при помощи сырых опилок и мокрой щётки.

Одним из средств предупреждения возникновения пыли в школьных помещениях является смачивание пола пылесвязывающими веществами. В качестве примеров смесей для этих веществ приведём следующие:

№№ смесей по пор.

Количество килограммов в смеси

Столярное масло

Веретённое масло

Олеонафт (машинное масло)

Мазут

Керосин

Скипидар

Сиккатив

1

2

3

4

5

6

7

20

20

— 20 20

— —

— —

— —

1

1

1

1

1

1

1

0,2

— —

20

20

20

— —

— —

0,2

— —

— —

— —

2

1

0,2

 

Пылесвязывающий состав следует втирать лишь в хорошо вымытый и высушенный пол. При первой смазке требуется примерно 1 кг смеси на 15 кв. м пола, а при последующей — меньше. Смазывать можно лишь паркетные или некрашеные полы. При смазывании крашеных полов смазка удерживается недолго. Густо смазывать полы нельзя, так как они становятся скользкими. Смазывание полов в классах следует проводить один раз в два месяца, а коридоров, вестибюля чаще — через каждые 1—2/2 месяца. Уборку смазанных полов следует производить ежедневно щётками, сухим способом. Один раз в неделю такие полы следует убирать влажным способом с опилками. Крашеные полы необходимо убирать ежедневно влажным способом и мыть не реже одного раза в неделю.

Уборка и проветривание помещений лежат на обязанности технических служащих, но каждый учитель должен следить за чистотой и порядком в своём классе, а заведующий школой — во всех её помещениях. Уборка школьных помещений должна проводиться несколько раз в день, особенно при двухсменных занятиях. Основная же уборка проводится по окончании всех занятий, когда дети покинут школу. Во время уборки помещений надо обязательно открывать форточки и фрамуги для сквозного проветривания. В каждом помещении убирается мусор не только с пола, но и из парт, промываются влажной тряпкой классные доски, смываются чернильные пятна и другая грязь с парт, стола учителя, шкафа, стен (панелей) и т. п. Парты и прочая мебель сначала сдвигаются в сторону и уже после этого подметается пол (крашеный — влажным способом с опилками, а смазанный пылесвязывающими веществами — щёткой, сухим способом).

Утром, перед началом учебных занятий, заведующий школой проверяет, хорошо ли произведена уборка и в каком состоянии находятся помещения школы. Все замеченные недостатки немедленно устраняются. Учителя, придя в школу заранее, также осматривают свои классы и в течение учебного дня следят за чистотой и порядком в них. Во время уроков технические служащие должны осматривать коридоры и все свободные от детей помещения школы, удаляя появившуюся грязь, мусор и т. п. В это время обязательно также наблюдение за чистотой в уборных. В коридорах и рекреационных помещениях во время уроков должно проводиться проветри- ание: в тёплое время года в течение 40— 45 минут, при температуре наружного воздуха ниже 10°С в течение 30 минут, ниже 15° — 20 минут, ниже 20° — 15 минут. Такое нормирование продолжительности проветривания помещений школы (кроме классов) во время перемен в зависимости от погоды необходимо для предупреждения чрезмерного охлаждения воздуха в помещении школы. Проветривание этих помещений необходимо производить сразу же после начала уроков, так как в холодную погоду следует прекратить его до окончания урока с тем, чтобы поступивший воздух успел согреться к началу перемены.

Во время перемен все учащиеся должны покинуть классы. Учитель следит за тем, чтобы дежурные ученики открыли форточки или фрамуги. Он оставляет класс последним. Его обязанность — приучать детей к чистоте, следить за тем, чтобы они не разбрасывали обрывков бумаги и прочего мусора, приучать их самих убирать за собой. Чрезвычайно важно, чтобы дети сами следили за соблюдением чистоты в школе. Наблюдение за поддержанием чистоты в классе возлагается на дежурных санитаров.

Проветривание класса при температуре наружного воздуха от 6 до 10 °C ниже нуля должно продолжаться в течение 10 минут (а во время большой перемены — 25 минут), при температуре от -2 до -19 °C — в течение 7—8 минут (во время большой перемены — 20 минут), при температуре от -20 C и ниже — 5 минут (во время большой перемены — 15 минут).

При двухсменных занятиях в школе обязательно должен быть перерыв на один час для производства уборки всех помещений: подметания пола (без передвижения парт), стирания влажной тряпкой пыли с парт, стола учителя и классной доски и для сквозного проветривания.

Раз в неделю, в последний день занятий, по окончании уроков и внеклассной работы проводится особо тщательная уборка помещений с обязательным мытьём полов во всех без исключения помещениях школы. Крашеные и некрашеные полы следует мыть щётками горячей водой со щёлоком и мылом. При этом надо следить за тем, чтобы вода не разливалась по полу, и тем самым предупреждать появление сырости. Лучше всего производить мытьё полов одновременно с топкой печей. Паркетные полы следует натирать щётками с влажными опилками. Обязательно удаляется пыль и паутина за шкафами, с ламп, со стен и т. п.

Наряду со систематической уборкой важно предупреждать занесение пыли и грязи в помещение школы. С этой целью необходимо изо дня в день воспитывать у детей навыки содержать в чистоте своё тело и одежду и соблюдать правила гигиены и санитарии как в школе, так и дома. Необходимо наблюдать за тем, чтобы дети и другие посетители школы не заносили при входе грязь и пыль на обуви. Поэтому при входе в школу снаружи должны быть установлены скребки для очищения обуви от грязи и снега. В тамбуре при входе следует класть маты или деревянные решётки, которые необходимо чистить 2—3 раза в день. В вестибюле также следует положить несколько матов. Для того чтобы дети чистили при входе ноги, необходимо наблюдение за ними дежурного учителя или кого-либо из актива родителей. Для предупреждения проникновения пыли в помещение школы, в пыльную ветреную погоду не следует открывать окон с подветренной стороны.

Обязателен также систематический надзор за состоянием источников искусственного освещения, чистотой ламп, абажуров, своевременной сменой ламп (при электрическом освещении), предупреждение появления на ламповых стёклах пыли и копоти (при керосиновом освещении) и т. п.

Предупреждение развития сырости в здании школы очень важно. Пребывание детей в сыром помещении может вызвать у них различные заболевания (ревматизмы, грипп, воспаление лёгких и т. п.). В сыром помещении легко развиваются болезнетворные бактерии. Кроме того, в сырых деревянных частях здания может появиться так называемый домовый грибок, который разъедает и разрушает стены, полы, потолки и может быстро сделать здание негодным.

Сырость обычно возникает при недостаточном проветривании помещений, особенно сквозным воздухом, а также при низкой температуре воздуха. При низкой температуре стены здания становятся сырыми, на них оседают капли воды. Кроме того, сырость может возникнуть от неаккуратного обращения с водой, через неисправную крышу во время дождя и таяния снега. Сырость в здание может проникнуть также в том случае, если оно построено на недостаточно сухой почве, особенно с неглубоким залеганием почвенной воды и отсутствием водонепроницаемого изолирующего фундамента. Здание может отсыреть и в том случае, если не устроены отводящие от него стоки для дождевой воды и тающего снега.

Лучшими средствами предупреждения появления сырости является систематическое сквозное проветривание и поддержание нормальной температуры воздуха в помещениях школы (17—18 °C).

Для обеспечения нормальной и равномерной температуры воздуха в помещениях необходима правильная топка печей. Топка печей во время учебных занятий не допускается. Она должна быть закончена до начала занятий. Топить печи следует за 2—3 часа до начала занятий с тем, чтобы постепенное остывание печей шло параллельно постепенному нагреванию воздуха в помещении от дыхания и теплоизлучения учащихся. Топка печей в осеннее время должна проводиться при открытых окнах, а в зимнее — при открытых форточках и фрамугах. Если форточки или фрамуги будут закрыты, то во время топки печей возможно засасывание вместе с воздухом газов из подполья и уборных.

При неполном сгорании топлива (при наличии синих огоньков или головешек) и преждевременном закрывании вьюшки печи в воздух помещения выделяется окись углерода, называемая в практике угарным газом. Наличие в воздухе даже 0,65% этого газа может вызвать тяжёлое отравление, сопровождаемое бледностью, рвотой и обморочным состоянием. Если окись углерода окажется в воздухе помещения, необходимо немедленно открыть вьюшки в печи, а также форточки, фрамуги, а лучше всего — окна, устроить сквозное проветривание, детей же и других лиц, находящихся в помещении, немедленно вывести на чистый воздух.

С целью лучшего сохранения тепла и предупреждения охлаждения в помещениях школы необходимо следить, чтобы двери находились в хорошем состоянии и были обиты снаружи войлоком и клеёнкой, оконные рамы хорошо пригнаны и замазаны, стены школы хорошо проконопачены и щели замазаны замазкой. Замазку можно приготовить самим. Для этого надо взять 500 г муки, 800 куб. см воды и прибавить 5 г квасцов. Полученную смесь следует прокипятить и горячей замазкой замазывать щели. Одно из окон в классе и рекреационном помещении необходимо оставлять неза- мазанным для быстрого сквозного проветривания помещений во время уборки.

Особого внимания требует обеспечение школы доброкачественной питьевой водой. При наличии водопровода эта задача решается просто. В таком случае необходимо следить за исправностью водопроводных труб. В тех городах и посёлках, где органами местного санитарного надзора разрешается употребление для питья сырой воды, дети в школе могут пить сырую воду либо непосредственно из крана, либо при помощи фонтанчиков. При этом необходимо отрегулировать фонтанчик так, чтобы струя воды не была слишком сильной. В случае отсутствия фонтанчика, необходимо устроить возле бака две полочки. На одной из них, например, на левой, ставятся чистые кружки, а на другой (правой) учащиеся ставят использованные кружки. По окончании перемены или в перемену технические служащие должны тщательно промывать кружки и ставить их на «чистую» сторону.

Если в той или иной местности не разрешается органами санитарного надзора пить сырую водопроводную воду, то её необходимо кипятить.

Кипячёную воду следует хранить в бачках, расставляемых в коридорах. Бачки обязательно должны иметь краны. Нельзя допускать переливание воды в вёдра для остуживания, так как при этом в воду могут быть занесены болезнетворные бактерии. В кипячёной воде они размножаются лучше, чем в сырой, поэтому необходимо свежую прокипячённую воду наливать в бачки лишь после того, как из них удалена оставшаяся вода и они тщательно промыты горячей водой. Крышку бачка необходимо запирать на замок.

Желательно обеспечить каждого учащегося отдельной кружкой для питья. Это обязательно в отношении школ-интернатов.

Удаление нечистот из школьного здания при наличии канализации решается относительно просто — путём наблюдения за исправностью промывных уборных и сохранностью канализационных труб. Кухонные отбросы, образующиеся при приготовлении пищи, следует сразу же убирать в специальный оцинкованный ящик или, в крайнем случае, ведро с плотно прикрытой крышкой и выбрасывать их по мере накопления (не менее одного раза в день) в помойную яму. Если отсутствует канализация, то необходимо особенно тщательно следить за чистотой в уборных и убирать их сразу же после окончания каждой перемены.

Там, где уборная устроена на открытом воздухе, необходимо устроить деревянный помост (настил), по которому учащиеся могли бы переходить из школы в уборную. В уборной следует предусмотреть такое её устройство, которое обеспечивало бы наибольшую чистоту и возможность обеззараживания фекалий. Это достигается устройством уборных по типу торфяных, позволяющих быструю смену мусорных вместилищ.

При устройстве помойки следует обеспечить возможность быстрого опорожнения заполненной мусором части помойки. Удаление нечистот следует производить в ночное время в специальных бочках. Нечистоты следует вывозить за пределы населённого пункта в установленные для этого места. После очищения выгреба необходимо плотно закрыть его отверстие крышкой и засыпать её землей. Окружающую же выгреб местность следует сразу тщательно убрать. Использовать нечистоты для школьного огорода без предварительного компостирования их не разрешается. Сказанное относительно удаления нечистот из уборных полностью относится и к удалению их из помойной ямы.

Необходимо также принимать меры для предупреждения появления в школьном здании клопов и тараканов, блох, мух, крыс и мышей. Самым главным требованием в этом направлении является соблюдение образцовой чистоты в помещениях, причём особое внимание должно быть обращено на теневые углы и места хранения пищи (кладовые и пр.). Необходимо также следить за тем, чтобы дети во время еды не разбрасывали по полу остатки пищи, крошки и т. п. После приёма пищи следует мыть горячей водой столы (клеёнки) и тщательно убирать влажным способом то школьное помещение, в котором происходило питание детей.

Забота о поддержании школьного здания и отдельных помещений в надлежащей чистоте и опрятности, соблюдение санитарно-гигиенических требований являются обязанностью не только одного заведующего школой. Каждый учитель отвечает за чистоту и санитарно-гигиенические условия того класса, в котором он проводит свою учебно -во спитательную р аботу . Как член педагогического коллектива каждый учитель отвечает за санитарное состояние всей школы в целом.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment