Утренники и вечера в школе в начальных классах

utrenniki i vechera v shkole v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Утренники и вечера в школе при умелой их организации являются эффективным средством коммунистического воспитания.

Не следует только устраивать их слишком часто и по шаблону. Каждый утренник или вечер — это праздник для детей, и каждый такой праздник должен быть ярким, красочным, эмоциональным, оставляющим глубокий след в памяти детей.

Необходимо, чтобы в школах создавались свои традиции проведения того или иного революционного праздника, дня красного календаря, юбилея, годовщины, школьного события.

Чем интереснее, оригинальнее и образнее будет организован и проведён утренник или вечер, чем глубже будет его содержание, тем большим будет его воспитательное значение. Содержание утренника или вечера определяется идеей данного праздника, дня или события; утренник или вечер должен иметь революционное содержание и отвечать задачам коммунистического воспитания.

В организации утренника или вечера большое место должно быть отведено детской самодеятельности . Дети любят помогать взрослым в интересном начинании: мастерить инвентарь или игрушки, шить, лепить, рисовать, мыть, убирать, украшать, готовить костюмы, репетировать художественные выступления. То, в чём дети сами активно участвуют, что они сами сделали с любовью и старанием, особенно им нравится.

Утренники и вечера имеют исключительное значение в осуществлении эстетического, художественного воспитания детей. Красивое оформление, свет, чистота, порядок, умело составленная программа, интересные игры, танцы, музыка, пение — всё это воспитывает художественный вкус, объединяет детей. Каждый участник старается показать себя с лучшей стороны и в части костюма и в исполнении «номера», каждый испытывает много волнений и переживаний.

К проведению вечеров и утренников обычно привлекаются и родители, Таким образом, в успехе утренника или вечера оказывается заинтересованным весь школьный коллектив: учителя, родители и дети.

Основным условием успеха утренника или вечера является продуманная и тщательно подготовленная программа. Подготовка к утреннику или вечеру должна быть заблаговременной и хорошо организованной. Из целого ряда организационных вопросов необходимо отметить следующие.

1.   Не переуплотнять помещения, не приглашать на утренник или вечер слишком много детей.

2.   Не смешивать резко различные возрасты. Лучше всего устраивать утренники отдельно для 1 и 2 и для 3 и 4 классов. Вечера для младших школьников устраиваются только в очень редких случаях.

3.   Обеспечить на празднике музыку, хотя бы рояль, пианино, баян, аккордеон или, в крайнем случае, — радиолу, патефон.

4.   Уделяя большое внимание содержанию утренника или вечера, необходимо также обратить внимание на тщательную уборку помещения школы, организовать раздевальню, буфет, заготовить достаточное количество питьевой воды, хорошо проветрить зрительный зал и другие помещения школы, где будут находиться дети и приглашённые гости.

Заведующий школой, учителя и вожатый, используя детскую самодеятельность и привлекая родителей, должны вести подготовку сразу во всех направлениях: закупать нужные принадлежности, угощение, подарки; готовить костюмы, украшения, плакаты, стенную газету, выставку; приводить в порядок и украшать помещения и т. д.

Каждый должен иметь свой участок работы и нести за него полную ответственность. Должно быть чёткое разделение ролей и обязанностей, соответственно плану и программе, предварительно разработанным и принятым на совещании руководителей и актива детей. Все должны подчиняться ответственному руководителю, назначаемому заведующим школой. В помощь ответственному руководителю выделяются помощники, отвечающие за своевременную подготовку и чёткое проведение утренника или вечера.

Надо так всё продумать, рассчитать и подготовить, чтобы не было беспорядка, неорганизованности, чтобы не переутомить детей.

Продолжительность утренника или вечера не должна превышать 2—21/2 часов. Из этого и надо исходить при составлении программы.

В день утренника или вечера ответственный руководитель, его помощники и актив взрослых и детей должны находиться на своих местах задолго до начала сбора.

Везде должна быть образцовая чистота и порядок. Всё должно выглядеть нарядно и празднично.

Помощники руководителя и актив приветливо встречают собирающихся постепенно детей, предлагают им раздеться и приглашают побывать до начала праздника в разных классах, где устроены выставки детских работ, организовано слушание музыки (рояль, баян, аккордеон, радиопередача, патефон), где желающие могут послушать рассказы гостей, поиграть в настольные игры, решить ребус или головоломку, принять участие в аттракционах, подвижных и малоподвижных играх или общих танцах. В каждом классе должны быть активисты, помогающие учителям и пионервожатому проводить с детьми развлечения. На сбор отводится 20—30 минут.

Когда основная масса детей соберётся, все направляются в зал или в самый большой класс для участия в торжественной части, на которую отводится 15—20 минут. Дети рассаживаются так, чтобы всем было видно и слышно. Взрослые садятся по сторонам или сзади. Вступительное слово, посвящённое данному дню, доклад или приветствия должны быть очень краткими, образными, понятными детям.

После этого начинается художественная часть, которая занимает 45—60 минут. Программа художественной части строится так, чтобы музыка, декламация и пение чередовались со зрелищем и чтобы массовые и наиболее красочные выступления были в конце. Выступления профессиональных артистов и взрослых устраиваются после выступления детей.

Примерное построение программы детской художественной самодеятельности может быть следующим:

1. Музыка. 2. Декламация. 3. Пение. 4. Танец. 5. Музыка. 6. Декламация. 7. Танец. 8. Декламация. 9. Инсценировка. 10. Хор. 2. Физкультурные выступления. 12. Групповой танец.

Вести художественную программу может кто-нибудь из детей, отличающихся хорошей дикцией, кратко, без лишних слов, объявляющий, кто и что будет исполнять. Если же программу ведёт взрослый, то он не должен прибегать к шаблонным развлекательным приёмам и неумным шуткам. Шутки и остроты ни в коем случае не исключаются, но они должны быть продуманы и преследовать воспитательные цели. Самое лучшее, если ведущий художественную программу будет подавать её в интересной занимательной форме в виде предисловия из одной-двух фраз или пояснения, вызывающих интерес у детей к предстоящему выступлению и помогающих лучше понять его.

В художественной части концерта или наряду с ним может быть предусмотрена демонстрация кинофильма, диапозитивов, рассказывание сказок, выступление кукольного или теневого театра и т. д.

После художественной части могут быть организованы в течение 45— 60 минут массовые игры и танцы по следующей программе:

1. Общий круг. Марш под музыку. Перестроения для игры. 2. Массовая подвижная игра. 3. Массовый танец. 4. Малоподвижная игра.

5. Самодеятельные выступления в кругу. Конкурс плясунов. 6. Массовый танец. 7. Массовая подвижная игра. 8. Заключительный марш с пением. Прощальные приветствия.

Руководство массовой частью должен взять на себя один из помощников ответственного руководителя, знающий это дело педагог или пионервожатый. При проведении игр и танцев надо обеспечить порядок, освободить от лишней мебели зал или большой класс. Безусловно необходим хороший аккомпанемент (рояль или баян). Рассказ или показ игры или танца должен быть кратким, образным, понятным, сопровождаться наглядными практическими пояснениями. Игры и танцы надо подбирать доступные детям, интересные, разнообразные. Младшие школьники очень любят хороводные и музыкально-ритмические игры, а также простейшие парные и коллективные танцы.

При составлении программы не рекомендуется брать игры и аттракционы: «политизированные» («политбой», «политвикторины», «полит

удочки», «политлотереи»); игры, провоцирующие на неправильные и нелепые ответы, ставящие детей, участвующих в игре, в положение, враждебное трудящимся («красные и белые», «рабочие-стахановцы и лодыри» и т. д.); идеологически-чуждые («ходи в пекло, ходи в рай», «царевна-королевна», «колдун», «цари», «король»); развивающие жестокость, связанные с физической болью («сквозь строй», «щелчки», «хромая лиса», «жгут», «молчанка», «палачи» и т. д.); игры с насмешкой, оскорбляющие чувство достоинства детей («Яша дурачок», «Курносые», «Растяпа» и т. п.); антигигиенические, вредные для здоровья (вытаскивание зубами из земли колышка, поднимание с пола ртом мелких предметов, «видит око, да зуб ней- мёт», «бег крабов» и др.). Кроме того, не следует употреблять в качестве пособия для игр пионерские галстуки и звеньевые флажки.

В план массовой части может быть включено шествие костюмированных, раздача призов за лучший костюм, за лучшее исполнение сольной пляски, за выигрыш в аттракционе или соревновании.

В конце массовой части может быть организована раздача подарков или гостинцев, если это было предусмотрено по плану.

С прощальными приветствиями дети идут одеваться и постепенно расходятся по домам.

Утренники и вечера, устраиваемые в школе во время рев олюцион – ных празднико в и годовщин, в дни красного календаря, могут иметь различную форму, например: 1. Торжественный утренник или вечер. 2. Костюмированный утренник или вечер. 3. Театрализованная игра. 4. Пионерский костёр. 5. Литературно-музыкальный монтаж. 6. Гулянье на открытом воздухе и т. д.

В каждую из этих форм могут входить различные составные элементы: доклад, встреча с героями, беседа, рассказы, приветствия, театрализованный рапорт, кино, концерт, спектакль, кукольное представление, самодеятельные выступления, игры, танцы, песни, смотры, конкурсы и т. д. Выбор той или иной формы зависит от идеи данного утренника или вечера и от имеющихся в распоряжении школы сил и средств.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment