Эффективный урок начальной математики характеризуется тем, что на таком уроке, при разумной экономии учебного времени, при активной деятельности всех детей, каждый ученик приобретает определенную и при этом наибольшую сумму знаний и навыков. На таких уроках ученики практически усваивают приемы логического мышления, оптимально развивают свои умственные способности. На таких уроках наряду с всесторонним развитием осуществляется также воспитание учащихся.
Главнейшим условием эффективности урока является тщательная и всесторонняя подготовка к нему учителя и учеников, а также умелое проведение хорошо подготовленного урока.
Как при подготовке к уроку, так и во время его проведения учитель руководствуется основными принципами советской дидактики.
Ведущим среди них является тесная связь обучения с жизнью, использование жизненного опыта детей. Связь обучения с жизнью осуществляется и при изучении нового материала, и при закреплении пройденного. Эта связь, являясь исходной в процессе обучения, конкретизирует процесс и подчеркивает практическое значение полученных знаний. Осуществление этого важного принципа дидактики значительно повышает эффективность урока, способствует решению воспитательных задач, формирует у детей на доступном для них материале коммунистическое мировоззрение.
Важным средством повышения эффективности урока является соблюдение принципа наглядности. Исходным материалом при начальном обучении математике должны быть реальные предметы, при использовании которых совершаются отвлечения от всех их свойств и рассматриваются только количественные отношения. Поэтому, подбирая к урокам математики наглядные пособия, излишними будут те детали, которые отвлекают внимание детей от основной цели. Наглядное пособие дает ученику первое представление, пробуждает и направляет мысль; при обучении вычислениям может подчеркнуть вычислительный прием, при решении задачи поможет раскрыть зависимость между величинами, при изучении того или иного свойства поможет понять его. Таким образом, применение наглядности мобилизует и направляет внимание детей, оживляет и ускоряет их деятельность.
На уроке ученикам даются только научно достоверные знания, расположенные в строгой системе. В выполнении учебной работы активно участвует каждый ученик, проявляя максимум инициативы и творчества.
При подготовке к уроку в первую очередь определяется место нового урока в системе, занятий по теме. Выясняется, как на данном уроке с учетом предшествующих и последующих занятий развертывается изучаемая тема, как с помощью нового учебного материала продолжается формирование системы математических понятий, как сочетается изучение нового материала с повторением ранее пройденного, с работой по закреплению и применению новых знаний. Устанавливается, на каких занятиях и в какой мере ученики подготовлены к работе над материалом нового урока и что необходимо повторить. Принимается во внимание, какое влияние окажет новый урок на понимание учеником последующего учебного материала.
Когда установлено место урока в системе занятий по теме, тогда становится возможным правильно определить его дидактическую цель, которая в свою очередь позволяет правильно определить содержание урока. От дидактической цели и содержания урока зависит его структура, то есть умелое сочетание отдельных частей урока, которые должны находиться в органическом единстве и взаимно обуславливать и дополнять друг друга.
При подготовке к уроку передовые учителя много внимания уделяют подбору таких методов и такой организации работы с учащимися, которые позволяют включать всех детей в работу по освоению учебного материала на протяжении всего урока. Как правило, на уроках математики применяются различные виды самостоятельной работы учеников.
Составлением плана подготовка к уроку не кончается. Необходимо подобрать наглядные пособия, которые помогут наилучшим образом достичь цель, намеченную для данного урока.
Значительную помощь в подготовке к уроку оказывает учителю методическая литература, обобщающая передовой опыт по обучению математике, а также учет собственного опыта работы.
Тщательная и всесторонняя подготовка к уроку — это только одно из условий для проведения хорошего урока. Другим очень важным условием является умелое осуществление разработанного плана.
Для полноценного урока характерна высокая активность, целеустремленность и самостоятельная деятельность всех учеников. Ясное представление учениками цели урока—необходимое условие активности и сознательной деятельности их. Поэтому учитель на первом этапе урока старается разъяснить ученикам цель предстоящей на уроке работы, а перед выполнением отдельного задания — цель и смысл его.
Когда цель урока или отдельного задания для учеников ясна, необходимо возбудить у них желание выполнять предлагаемую работу. Чтобы не охладить этого желания, задание должно быть посильным для ученика, учитывать запас его знаний и возможности. Главное же при изучении математики заключается в том, чтобы создать на уроке такую ситуацию, когда учащийся, сопоставив факты, сделав анализ или прибегнув к аналогии, сам сделал открытие, то есть пришел к некоторым ранее неизвестным ему выводам. Этой задаче отвечает эвристический метод обучения.