Уроки закрепления и совершенствования полученных знаний, выработки умений и навыков. Структура

uroki zakrepleniya i sovershenstvovaniya poluchennyh znanij Урок как форма обучения

Первоначальное закрепление знаний и навыков проводится сразу же после знакомства с новым материалом. Но, чтобы знания стали прочными, осознанными и жизненными, чтобы образовать умения, выработать автоматизированные навыки и научить детей их применять, нужно выполнить много различных упражнений в решении задач, в вычислениях, в измерениях, в составлении задач и примеров, в преобразованиях. Выполняя такие упражнения, ученик должен проявлять известные усилия, самостоятельность и активность.

Процесс закрепления и совершенствования знаний и навыков протекает на уроках, специально посвященных этому, и в дальнейшем, когда переходят к другой, теме. Учебный материал, с помощью которого достигают этих целей, постепенно усложняется, чтобы обеспечить использование навыков в новых более сложных условиях.

Структура таких уроков может быть разной. В состав их могут входить: проверка домашнего задания, упражнения в устных вычислениях, упражнения в решении задач и примеров — коллективно и совершенно самостоятельно, проверка самостоятельной работы, составление и решение задач и примеров школьниками, выполнение измерений, графических работ.

Рассмотрим пример урока закрепления.

Тема: Деление по 4 в пределах 20.

Целью этого урока было дальнейшее развитие и закрепление понятия деления по содержанию, и в частности формирование умения делить числа второго десятка по 4. Необходимо было восстановить в памяти учеников таблицу деления по 4 в пределах 20 и научить их применять новый случай деления при решении жизненных задач.

1. В самом начале урока дежурные кратко сообщили о готовности всех учеников к работе.

2. На доске заранее была записана задача: Дерево длиной 18 м распилили на бревна, каждое по 3 м. Сколько получилось бревен? Детям предложено внимательно прочитать эту задачу и самостоятельно решить.

3. Пока ученики решали задачу, учительница проходила по классу, просматривая выполнение работы и домашнего задания.

4. Для оживления урока устный счет был проведен в форме игры. На доске заранее были записаны примеры в форме пирамиды, на вершине которой стоял флажок:

zadacha
zadacha

Четыре ученика, соревнуясь в быстром счете, решали эти примеры. То же делали и все остальные учащиеся, проверяя четырех вычислителей. Победители получили по флажку. Занятие прошло в быстром темпе и с большим интересом для детей.

5. Учительница поставила перед учениками цель урока, сообщив, что они на этом уроке будут продолжать учиться делению по 4.

6. Учащимся предлагалось нарисовать 8 палочек и подчеркнуть дугами каждые 4 палочки. Они отвечали на вопросы: Сколько всего было нарисовано палочек? Сколько палочек подчеркнули первой дугой? Второй? Что сделали с помощью дуг с восемью палочками? Было 8 палочек, а мы их по сколько разделили? Сколько же получится, если 8 палочек разделить по 4? Сколько раз в 8 палочках содержится по 4?

После этого записали 8 : 4 = 2, прочитали запись: 8 разделить по 4, получится 2.

Аналогичная работа проводилась и при повторении случая 12 : 4, после чего учительница спросила, какие следующие числа делятся по 4. Запишите эти примеры.

С таким заданием ученики справились быстро, работу выполнили правильно.

7. Учащимся предложили начертить отрезок в 12 см и разделить его на отрезки по 4 см. Такое задание ученики выполнили правильно и аккуратно. Выяснили, сколько получилось малых отрезков. Как получили? Как записать это действие? Записали. Так ученикам было показано одно из применений полученных знаний.

8. Задание: придумать задачу, при решении которой надо было бы делить по 4.

Дети придумывали разные задачи, большинство из них были удачными и отражали опыт и интересы детей. Например: В книжке 20 страниц. За сколько дней я прочитаю эту книжку, если каждый день буду читать по 4 страницы? Скотница принесла 12 кг силоса и раздала коровам по 4 кг на каждую. Сколько коров получили силос?

9. Самостоятельное решение учениками примеров:

        12 : 4      8руб. : 4руб.      12кг. : 2кг.

        16 : 4      18см. : 3см.        16см. : 4см.

Проверяя эту работу, выясняли, что в ответе всегда получается число без наименования, оно показывает, сколько раз одно число содержится в другом.

10. Интересной и важной частью урока была работа над задачей: На школьный участок пошли работать 12 мальчиков и 8 девочек. Для выполнения работы они разделились на звенья по 4 человека. Сколько получилось звеньев?

11. На доске заранее сделана краткая запись задачи:

 12 мальчиков В звене по Сколько получилось
 8 девочек 4 человека звеньев?

Учительница рассказала полный текст задачи, потом ученики повторили, пользуясь краткой записью; выявили, что известно и что надо узнать.

Ученикам были заданы вопросы: Что спрашивается в задаче? Можно ли сразу это узнать? Почему нельзя? (Не знаем, сколько было всего учеников.) А можно ли узнать, сколько всего детей пошли на работу? Почему? Что сначала узнаем? Что потом?

После того как ученики самостоятельно записали решение этой задачи, они отыскивают другой способ решения. Выяснилось, что ученики могли разделиться на звенья и по-другому: для выполнения более тяжелых работ создать звенья из мальчиков, а для работы полегче — из девочек. Таким образом, сначала можно узнать, сколько составилось звеньев из мальчиков, потом из девочек, а тогда уж узнать, сколько всего получилось звеньев.

Ученики записали и это решение.

12. Учительница предложила детям придумать задачу, чтобы она решалась так: 1) 13 руб. + 7 руб.; 2) 20 руб. : 4 руб. С этим заданием дети справились успешно. Вот одна из задач: У меня было 13 руб., папа дал еще 7 руб. В буфете я на все эти деньги буду покупать себе и Тане яблоки по 4 руб. Сколько яблок я куплю? Задачи, придуманные другими учащимися, также были построены на жизненном материале.

13. Дальше учительница сопоставила задачу на деление по содержанию с задачей на деление на равные части, используя тексты двух задач № 413, заменив деление по 5 и на 5, делением по 4 и на 4. Текст был записан на доске. Учительница, предложила сначала прочитать текст только первой задачи. Провела краткую беседу по ее содержанию и предложила ее решить. Решение записали на доске и в тетрадях. После этого детям было предложено прочитать вторую задачу и ответить на вопросы: Что общего, похожего в условиях этих задач? (Одни и те же числа.) А чем отличны эти задачи? Что обозначает число 4 в первой задаче и что обозначает во второй задаче? Сравните вопросы. Решите вторую задачу. Что общего в решении этих задач? (Одинаковы первые действия.) А чем отличаются решения этих двух задач? (Вторым действием; в первом случае деление по содержанию, а во втором — на равные части.) Чем отличается запись деления по содержанию от записи деления на равные части?

14. Учительница предложила прочитать задачу № 412: В швейной мастерской было 50 м материи. Из 30 м сшили костюмы, а из остальной материи платья. Сколько сшили платьев, если на каждое пошло по 4 ж?

Эту задачу и примеры № 414 (третий столбик) учащимся было предложено решить дома.

15. На вопросы: Чем занимались на этом уроке? Чему учились? — дети перечислили различные виды работ, подчеркивая, что упражнялись в делении по 4.

16. Учительница оценила работу отдельных учеников за время урока.

Приведенный урок состоял из разнообразных и взаимосвязанных частей, подчиненных единой дидактической цели и представляющих единое целое. Учительница стремилась использовать те виды работ, которые ведут к обязательному выполнению всех заданий всеми учащимися, применяя различные приемы мобилизации внимания.

Утомление детей предупреждалось целесообразной сменой одних видов работы другими. Ученики работали то под руководством учителя, то совершенно самостоятельно. Они решали готовые задачи и составляли их сами, выполняли задание устно,”а затем письменно и т. п.

Характерно то, что в течение всего урока ученики проявляли инициативу: при составлении таблицы деления по 4, при разборе задач, при отыскании иных способов решения задачи. Они составляли свои примеры, а затем задачи, используя жизненный числовой материал. Таким образом, в процессе всего урока развивалось носильное творчество детей.

На уроке было проведено сопоставление двух видов деления, что способствовало дифференциации этих близких между собой понятий.

За время урока ученики выполнили много вычислений, успевая осознать каждое из них. Это способствовало выработке прочных навыков деления по содержанию, а также запоминанию таблицы умножения и деления.

Эффективность данного урока выразилась и в том, что все учебные задания выполнялись детьми охотно, а это способствовало воспитанию трудолюбия и прилежания.

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment