Рассмотрим возможную (примерную) структуру отдельных уроков по первоначальному знакомству учеников с учебным материалом.
Структура урока может выглядеть приблизительно следующим образом
а) Сообщение темы и цели занятия. Одним из условий мобилизации внимания учеников является четкая, ясная формулировка темы и цели занятия. «Вы умеете умножать на двузначное число, — говорит учитель, — а сегодня научимся умножать на трехзначное число». Или: «Вы умеете находить средний вес, среднюю температуру, а сегодня научимся вычислять среднюю скорость, средний удой, среднюю зарплату». Или: «Вы знаете устные приемы вычитания круглых чисел в пределах 1000, а сегодня, научимся вычитать любые трехзначные числа в пределах 1000, пользуясь более легкими и удобными письменными вычислениями, когда числа записываются столбиком» и т. д.
б) Повторение ранее изученного с целью подготовки учеников к активному усвоению нового учебного материала. Повторение может быть выполнено по-разному. В одном случае целесообразно включить в домашнее задание предшествующего урока такой материал, который явился бы прямой подготовкой к новой теме.
В другом случае эта часть урока посвящается упражнениям в устном счете, в которые включается материал, необходимый для повторения. Часто применяется на данном этапе урока самостоятельная работа. Возможно и разнообразное сочетание этих работ.
в) Первоначальное знакомство с новым учебным материалом. Чтобы ученики поняли изучаемое, осознали отдельные его части и все в целом, необходимы хорошее объяснение и высокая активность всех учеников. Каждый из них под руководством учителя должен выполнить ту работу, которая предусмотрена планом урока—от первых представлений до выводов и обобщений. Хорош на данном этапе тот метод занятий, который позволяет привлечь к работе всех детей, создать им возможность наблюдать, обеспечить самостоятельную работу их мысли; все’ это приведет в кратчайшее время к всестороннему и глубокому пониманию изучаемого материала.
Учитель направляет работу детей, чтобы научить их учиться, выработать у них навыки логического мышления. С этой целью полезно показывать ученикам путь, каким они пришли к новым знаниям, с какой целью производилось повторение, выполнялись различные задания.
Когда новым в уроке является применение ранее изученного вычислительного приема к числам большей величины, то целесообразно, используя наблюдательность учеников, направлять работу так, чтобы дети самостоятельно открыли бы возможность применения прежних знаний к новому материалу. Такая постановка дела воодушевляет детей, воспитывает уверенность в себе, делает знания средством приобретения новых знаний.
г) Первоначальное закрепление. Прежде всего необходимо обеспечить воспроизведение учениками основных рассуждений, предшествовавших окончательному выводу, повторение самого вывода. Далее предлагаются первые задания для применения полученных знаний, что является началом выработки навыков. Это первое задание выполняется коллективно, а потом каждому ученику в отдельности предлагается воспроизвести его с записью в тетради. Но возможен и другой путь, когда дети сразу самостоятельно выполняют такое задание, а потом некоторые из них перед всем классом доказывают правильность применения новых знаний. Степень сложности учебного материала и подготовленности к нему учеников определяет наиболее рациональный путь в каждом отдельном случае.
д) Самостоятельная работа. Этот этап должен быть подготовлен всей предшествующей работой. Выполнение учениками самостоятельной работы покажет учителю степень овладения новым материалом, позволит выявить и восполнить отдельные пробелы, помочь более слабым ученикам. В то же время сами ученики закрепляют свои первые успехи, вырабатывают некоторые навыки, подготавливаются к выполнению домашнего задания, чувствуя удовлетворение от преодоления трудностей, связанных с усвоением новых знаний. На этом этапе урока создаются условия, необходимые для дифференцированного обучения.
Самостоятельная работа завершается ее проверкой.
е) Задание на дом. Содержанием домашнего задания будет служить материал, направленный, с одной стороны, на закрепление изученного на уроке, а с другой стороны, на подготовку к новому уроку.