Уроки пения в начальных классах

uroki peniya v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Особенность художественного, в частности музыкального, воспитания заключается в том, что произведения искусства воздействуют через художественный образ не только на сознание, но и на чувства, эмоции детей. Благодаря этому восприятие произведений искусства приобретает особую яркость, силу и глубину.

На уроках пения учитель воспитывает детей через обучение их выразительному, осмысленному, красивому пению. Такое пение возможно только в том случае, если дети будут сознательно воспринимать содержание песни, её смысл и последовательно овладевать под руководством учителя певческими навыками.

На первых же уроках пения учитель показывает детям, как надо сидеть и стоять во время пения. Сидеть и стоять они должны прямо, не согнувшись; у сидящих руки должны лежать на коленях, а у стоящих опущены вниз. Во время разучивания песен дети могут сидеть, чтобы не утомляться, а разученные песни они поют стоя.

С самого же начала учитель показывает, как надо открывать рот при пении, учит детей петь протяжно — «тянуть» звук. Если при этом дети поют крикливо, учитель останавливает их, говорит, что это некрасиво, неприятно для слуха, и показывает, как надо петь. Если дети поют знакомую им песню и неясно произносят слова, учитель предлагает повторить песню, но при этом яснее выговаривать слова. Если дети поют весёлую песню вяло, учитель обращает их внимание на то, что у них получается не весело, тогда как песня весёлая. Таким образом, работа над певческими навыками идёт с самого начала обучения, и навыки эти развиваются постепенно, углубляясь на более сложном материале.

Певческие навыки сводятся в основном к умению петь дружно, напевным протяжным звуком, не слишком громко, без всякого напряжения. Дети должны уметь сливать свои голоса, петь, четко произнося слова, и правильно пользоваться дыханием. Развитие этих навыков достигается в процессе разучивания песни, а также путём небольших упражнений. Например, предлагается детям пропеть один звук на слог «да»: начинать его петь по знаку учителя, протянуть и по знаку же учителя окончить. При этом учитель следит за тем, чтобы дети открывали правильно рот, достаточно опуская нижнюю челюсть, чтобы они пели не слишком громко. Затем можно дать детям попевку на трёх звуках, начиная с верхнего, в виде мажорного трезвучия на слоги «ба-ю бай». В таком упражнении учитель следит за тем, чтобы дети взяли перед началом дыхание и удержали его до конца. Опять- таки надо, чтобы дети правильно формировали гласные звуки, хорошо открывали рот на «ба», вытянули несколько вперёд губы на «ю» и все вместе одновременно произнесли «ай». При каждом повторении этого упражнения учитель добивается, чтобы «баю-бай» звучало нежно, мягко и ласково.

Эти коротенькие упражнения желательно петь четыре-пять раз подряд, спускаясь сверху вниз, примерно с «до» второй октавы. Когда дети поют на высоких звуках, у них получается лёгкое, светлое звучание, естественное и характерное для детских голосов, и когда они спускаются вниз, они сохраняют этот характер звучания. Упражнения на гласную «и» в сочетании с согласной помогают воспитанию такого звучания. Например, можно на одном звуке чередовать два раза «ми» и «ма» — дети звонкость «и» переносят на гласную «а».

Остановимся несколько подробнее на каждом из певческих навыков. Детское пение, как уже было сказано, не должно быть слишком громким, напряжённым. Это и некрасиво и вредно для детских голосов. Дети часто теряют или, как говорят, «срывают» свои голоса из-за крикливого пения. У них появляется хриплость, неприятная сипота. Дети не должны также петь слишком долго подряд — длительное пение утомляет голоса. Вредно также пение и на слишком высоких или слишком низких для детей звуках. Поэтому при пении следует учитывать объём детских голосов (диапазон), который указан в программе. Постепенно, в процессе работы и в связи с физическим ростом детей, этот диапазон расширяется.

Дети учатся петь дружно — одновременно по знаку учителя начинать и кончать. Ясно должна быть слышна согласная в последнем слове песни и ясно должен быть слышен конец звучания гласной, если слово кончается на гласную.

В хоре не должно быть слышно отдельных голосов — все голоса должны сливаться воедино. Это единство, эта слитность называется «ансамблем». В хорошем ансамбле заключается главное достоинство хорового пения и большое его воспитательное значение. Дети приучаются согласовывать свои действия, у них вырабатываются навыки коллективной работы, и такое дружное пение объединяет детей в одном общем чувстве.

Огромное значение в пении имеет правильный и красивый звук . Часто встречается у детей так называемый «открытый» или «белый» звук. Он получается в том случае, если рот открыт слишком широко. Если округлить рот, придав ему форму, близкую в букве «о», звук получается более собранным. Такой звук называется «прикрытым» звуком, и дети учатся слегка прикрывать рот при пении.

Учащиеся должны петь приятным для слуха красивым звуком. В песнях героических, подъёмных звук может быть, в зависимости от содержания песни, суровым (например, при пении «Гимна демократической молодёжи» Новикова), твёрдым («Смело, товарищи, в ногу»), но при этом звучание должно быть лишено какой бы то ни было резкости.

Главным украшением хорового пения является чистота или, как говорят, стр ойность пения. Хор может петь в общем правильно, но отдельные звуки петь фальшиво, нечисто, т. е. чуть ниже или чуть выше. Причина этого кроется в плохо развитом слухе, иногда в небрежном пении, в невнимании. В таких случаях нужно остановить детей и предложить им тихо и спокойно повторить отдельный звук или часть песни.

В начале обучения в классе имеется всегда несколько учеников, поющих неверно. Неправильно было бы делать вывод о том, что эти дети лишены музыкального слуха, и что занятия с ними бесполезны. Музыкальный слух имеется у всех детей, но не у всех он в должной мере развит. Опыт показывает, что в процессе работы все дети, за небольшим исключением, выравниваются, но отстающие требуют большего внимания от учителя, индивидуальной помощи и систематической проверки.

Для того чтобы дети научились петь правильно и стройно, очень важно как можно чаще практиковать пение без сопр овождения музыкального инструмента. При таком пении дети лучше слышат себя, больше контролируют своё пение, и учитель лучше слышит своих учеников. Пение без сопровождения приучает детей петь самостоятельно, и поэтому такое пение способствует внедрению песни в детский быт и в школе и вне её. Особенно удобны для пения без сопровождения русские народные песни.

При пении без сопровождения учитель даёт настройку голосом или на инструменте в виде трезвучия и первый звук для начала. При отсутствии инструмента желательно пользоваться камертоном.

В пении, где словесный текст играет очень важную роль, необходимо ясно и чётко произносить слова, так, чтобы они были слышны без всякого напряжения, т. е. выработать у детей хорошую дикци ю . Можно спеть громко, а слова будут непонятны; можно спеть шёпотом, и каждое слово будет услышано. Всё дело в том, как произносятся гласные и согласные. Последние должны произноситься ясно и чётко, а на гласных надо придать губам такую форму, которую требует данная гласная. Например, для пения звуков «у» и «ю» губы надо вытянуть слегка вперёд; для пения гласной «о» приблизить углы губ, на гласную «а» опустить челюсть вниз и т. д. Для выработки чёткой дикции полезно иногда прочитать отдельные слова песни, устремив всё внимание на ясность и правильность произношения. Чтение детьми текста шёпотом тоже помогает выработке дикции.

Звучное, плавное пение, при котором «песня льётся», возможно только при правильном пользовании дыхани ем . Если этому не учить детей, то звук получится вялый, бледный, тусклый.

Перед началом фразы дети должны взять дыхание спокойно, не поднимая плеч. Но главное не только в том, чтобы правильно взять дыхание, но и в том, чтобы суметь удержать его до конца фразы. Учащиеся узнают, что нельзя брать дыхание в середине слова, узнают, что в песне протяжной, медленной дыхание берёгся долгое, а в песне быстрой, подвижной — короткое. И в том и в другом случае оно берётся неслышно и незаметно.

Обучение пению происходит, главным образом, во время р азучив ан ия п е с ни . Первый момент разучивания — это показ песни. Учитель должен спеть детям песню выразительно, уверенно, по возможности наизусть. Он должен спеть песню так, чтобы она произвела впечатление на детей, чтобы им самим захотелось её спеть. Искренность, простота и задушевность исполнения играют в таком случае решающую роль. Песня показывается вся сразу, чтобы дети получили цельное представление об её содержании и характере. При показе песни надо, если это требуется, коротко рассказать детям о песне, разъяснить её общий смысл, объяснить отдельные непонятные слова, показать, каким образом композитор передал настроение или картину в песне.

После показа начинается разучивание. Если слова песни очень простые, можно на них долго не останавливаться, или даже учить не отдельно, а параллельно с мелодией (например, в песне «Во поле берёза стояла» или «Калина»). Но в песнях с более длинным и трудным текстом слова каждого куплета надо выучить отдельно. После того, как слова песни или часть их выучена, можно приступить к работе над мелодией. Учитель повторяет мелодию, проигрывая или пропевая её со словами и без слов. Дети повторяют фразу, учитель поправляет ошибки. Фраза повторяется по-разному, то со словами, то без них, на каком-нибудь слоге, например «та» или «ля». После этого дети поют вторую фразу и затем соединяют обе фразы. И так до конца куплета.

В зависимости от строения песни, могут разнообразиться и приёмы её разучивания. Например, в песне с большим количеством куплетов дети могут сначала выучить только припев. Например, при разучивании песни «Как на тоненький ледок», вначале учитель запевает, а дети поют припев и, таким образом, они незаметно запоминают мелодию и отчасти слова запева, быстрее усваивают всю песню. При разучивании песни поют не только всем классом, но и группами. Затем учитель предлагает спеть песню одному — двум отдельным ученикам.

Во 2 классе в конце года дети поют не только одноголосные, но и двуголосные песни. В начале можно класс не делить по голосам, а механически разделить на две группы, причём по очереди дети могут петь партии то первого, то второго голоса. Это развивает слух детей. Первоначальные двуголосные песни очень узки по объёму и каждый ученик 2 класса может легко и без вреда для голоса петь любую партию. В 3 же классе следует проверить каждого ученика, причём это можно сделать не в один, а в два или три урока.

При разделении на голоса учитель руководствуется тембром (окраской) звука, диапазоном голоса и музыкальным слухом учащегося. Если у ученика лёгкий и светлый голос и он свободно поет «до», «ре», «ми», «фа» второй октавы, его определяют в партию первых голосов; если у него лучше звучат более низкие звуки, примерно «до», «ре», «ми» первой октавы, — то в партию вторых голосов.

Учитель должен позаботиться, чтобы второй голос звучал уверенно, твёрдо. Это обычно делается или за счет увеличения группы второго голоса, или включения в эту группу детей с очень хорошим, устойчивым слухом.

Разучивание двуголосной песни следует начинать с партии первого голоса, как основного. В некоторых случаях, если дети с трудом справляются с двуголосием, можно начинать разучивание и со второго голоса. Это делается для того, чтобы дети не сбивались и не пели партию первого голоса, более яркую и легко запоминающуюся. И в том и в другом случае следует почаще подыгрывать или подпевать партию другого голоса для того, чтобы дети слышали созвучие, чтобы они ощущали свою партию, как часть целого.

Песня, над которой работают дети, требует тщательной художественной отделки. Для этого нужно известное время. Необходимо, чтобы дети сами осознали, почему эту песню надо петь так, а не иначе, чтобы у них в конце концов выработалось элементарное суждение о том, что значит петь правильно, хорошо. В результате обучения в начальных классах дети усваивают, что петь надо выразительно, дружно, не слишком громко, ясно выговаривая слова и т. д. Но дело не в том, чтобы дети выучили эти правила, а в том, чтобы они умели контролировать своё пение и пение товарищей с точки зрения выполнения этих правил.

Приведём в качестве примера разучивание в 3 классе «Гимна Советского Союза». Слова Гимна дети учат на уроке родного языка. На уроке пения учитель только говорит о том, что музыку на слова «Гимна» написал известный композитор А. В. Александров, создавший знаменитый Краснознамённый Ансамбль Советской Армии. «Гимн Советского Союза» — песня, в которой прославляется наша великая родина, песня, которую знает, поёт и любит весь народ, которую поют на всех торжественных праздниках. Советские школьники должны петь Гимн особенно хорошо, а для этого надо немало поработать.

Учитель исполняет первый куплет «Гимна», после чего беседует с детьми о том, какая это песня, как она поётся. Дети с помощью учителя приходят к выводу, что «Гимн» — песня торжественная, решительная, величественная, мощная.

Затем детям следует дать ноты «Гимна» или написать на доске его начало, а затем отдельные его части. Это поможет более быстрому и сознательному усвоению мелодии гимна.

Учитель играет или поёт два раза мелодию «Гимна» и предлагает детям спеть начало его на слова «Союз нерушимый республик свободных». Главное внимание следует обратить на то, чтобы дети делали правильно ударение. Они обычно слишком выделяют безударные слоги и получается «союз нерушимый республик свободных».

В следующей фразе — «да здравствует созданный волей народов…» — всё внимание должно быть направлено на то, чтобы мелодия была спета певуче, чтобы каждая гласная тянулась подольше, протяжнее.

Дети часто поют слово «здравствует» поспешно, и вместо того чтобы протянуть достаточно «а», они торопятся перейти к ближайшей согласной, создавая суетливость, вместо спокойной величавости.

После того как запев выучен, дети его повторяют 2—3 раза. Учитель проверяет, достаточно ли чисто и правильно они поют этот запев.

Учитель ещё раньше обращает внимание детей на то, что каждый из трёх куплетов «Гимна» состоит из запева и припева. В припеве, таком же величественном, как и запев, большая мощь, больший подъём. Здесь оркестр гремит с огромной силой.

В пении первых слов припева «Славься Отечество» надо, чтобы дети непременно отделяли эти слова одно от другого, делая чуть заметный перерыв (для того чтобы последняя и первая гласные не сливались). Хотя в нотах написано FFF, т. е. максимально громко, не следует требовать от детей большой силы, потому что это непосильно, неестественно и вредно для детских голосов. Силу и мощь дети должны передать большей широтой пения, певучестью.

Следующая фраза от слов «дружбы народов надёжный оплот» трудна тем, что здесь нужно сделать на коротком отрезке очень заметное усиление, а для того, чтобы оно было ярко, надо начать почти тихо и постепенно усиливать звучание. Затем следует взять дыхание, задержать его и сразу дружно, громко спеть «знамя советское» и т. д. Это место является кульминацией «Гимна» (детям учитель говорит, что это самое подъёмное, самое торжественное место). Конец куплета поётся немного тише, хотя так же уверенно и широко.

В том месте «Гимна», где делается большое усиление, надо показать детям, как это усиление помогает создать подъём в песне, показать, насколько пение было бы однообразным, если бы этого усиления не было. Учитель рисует на доске обозначение усиления и ослабления звучности.

Необходимо обратить внимание детей на то, что последний куплет кончается несколько иначе, чем первые два. Он кончается ка тонике, т. е, главной ноте данной песни. И это создаёт впечатление полной законченности.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment