В постановлении ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 16 мая 1934 г. указывается, что преподавание истории в школе должно вестись так, чтобы оно обеспечило «правильный разбор и правильное изучение исторических событий, подводящие учащихся к марксистскому пониманию истории».
Воспитательные задачи в преподавании истории осуществляются прежде всего через формирование понятий и сознательное усвоение детьми простейших причинно-следственных исторических связей. Последовательно формируя в сознании детей понятие о родине, учитель воспитывает у них чувство любви к ней и ненависть к её врагам. Любовью к родине должно быть проникнуто объяснение содержания каждой новой темы.
Изучая историю, дети увидят, что всё, чем мы владеем, создано трудом, достигнуто ценой страданий и борьбы многих людей и многих поколений наших отцов и дедов. Это заставит детей ценить всё родное, окружающее их. Особенно большое воспитательное значение имеют темы, в которых рисуется наше героическое прошлое, борьба народов нашей родины против различных завоевателей и борьба трудящихся против насилия и эксплоата- ции.
При изучении этих тем важно не общими словами, а конкретными фактами показать светлые образы людей-героев, борцов за родину и противопоставить им образы завоевателей и угнетателей. Не общие слова о врагах, но образный конкретный показ их действий должен возбудить в детях ненависть к захватчикам и зксплоататорам.
Учитель должен показать классовую противоположность эксплоатато- ров и эксплоатируемых путём контрастного противопоставления их друг другу: терем боярина и курная изба крестьянина; пирующие и веселящиеся праздные бары-помещики и голодные, изнывающие в непосильном труде на барском поле крепостные; холеная, отёкшая жиром фигура фабриканта и истомлённые непомерным трудом и нуждой, со впалыми щеками и горящими глазами лица рабочих на картине «Расчёт» Верхотурова — вот примерно тот материал, умело используя который, учитель сумеет зажечь детские сердца ненавистью к угнетателям. И тогда детям станет понятной героика классовой борьбы, которую надо также показать на конкретных примерах, на ярких образах людей, борцов за дело народа: Степана Разина, Емельяна Пугачёва, декабристов, деятелей железной гвардии большевиков.
Особенно ярко должны быть показаны величественные образы вождей трудящихся — Ленина и Сталина.
Источник:
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова