Уроки гимнастики и игр в начальных классах

uroki gimnastiki i igr v nachalnyh klassah Обучение в советской школе

Уроки гимнастики и игр являются основной формой организации учебной работы по физическому воспитанию.

В содержание каждого урока входят: 1) порядковые упражнения, ходьба, 2) подготовительные упражнения, 3) игры и 4) одно или два из следующих упражнений: бег или прыжки, метание, лазание, равновесие.

Большая часть уроков гимнастики и игр включает в себя разучивание новых упражнений и повторение пройденного. При этом задачи урока формулируются просто и коротко, например: «научить прыгать в глубину»; «научить прыгать через короткую скакалку двумя способами» (такими-то) и т. д. Типичный урок гимнастики и игр строится примерно по следующему плану:

1   -я ч асть (вводная). Организация класса, подготовка детей к предстоящим занятиям (5—8 мин.).

Порядковые упражнения, спокойные игры на внимание, ходьба, бег, смешанные передвижения, подвижные игры, хорошо известные детям, упражнения типа «внезапностей» и «на внимание».

2    -я ч асть (подготовительная). Сообщение новых знаний, овладение новыми координациями движений, изучение новых упражнений и игр (10—15 мин.).

Изучение техники ходьбы, бега, прыжков, метания, лазания, сопротивления, поднимания груза, элементов игры и игры в целом.

3   -я ч асть (основная). Повторение и закрепление изученного ранее (на предыдущих уроках или во 2-й части данного урока), специальная воспитательная работа над совершенствованием нравственных качеств воли и характера (18—20 мин.).

Упражнения, ранее изученные, но в новых вариантах и с осложнениями; упражнения на силу, ловкость, быстроту, с постепенно повышающимися требованиями к общей выносливости детей.

4    -я ч ас ть (заключительная). Приведение организма детей в относительно спокойное состояние (2—3 мин.): ходьба, отвлекающие упражнения, игры спокойные и на внимание, элементы художественного движения.

На практике могут быть различные варианты приведённого плана урока. Так, на некоторых уроках 2-я часть, посвящённая изучению нового материала, может занять большую часть времени, и тогда повторение ранее пройденного (3-я часть урока) или выпадает совершенно, или занимает гораздо меньшее место, чем в приведённом плане урока. Возможны уроки, на которых 2-я и 3-я части посвящаются исключительно повторению. Но во всех случаях варьирования плана урока гимнастики 1-я и 4-я части сохраняются. Специфика физических упражнений требует, чтобы организм детей включался в физическую нагрузку после хотя бы небольшой, предварительной подготовки. Нельзя обрывать урок внезапно: нужно перед тем, как отпустить детей, к концу урока "снизить нагрузку и привести их организм в относительно спокойное состояние.

Урок гимнастики и игр должен вызывать у детей лёгкое утомление, но без каких-либо неприятных ощущений. Как правило, через 20—30 минут после урока гимнастики и игр дети чувствуют себя отдохнувшими и готовыми к дальнейшим занятиям.

Утомление является следствием затрат энергии и нервного напряжения, которые вызываются в организме упражнениями. Учитель должен правильно дозировать физическую нагрузку урока, руководствуясь следующими положениями:

1.   В начале и в конце урока физическая нагрузка должна быть небольшой. Более или менее значительная нагрузка может быть только в средней части урока.

2.   После «нагрузочных» упражнений или трудных по сложности координаций, требующих напряжения внимания, необходимо давать упражнения более лёгкие, простые по координации и не требующие концентрированного внимания.

3.   Мышцы или органы, которые только что интенсивно работали, не должны принимать участия в следующем упражнении, или это участие должно быть незначительным и иным по характеру, например: после приседаний, в которых работали мышцы ног, надо дать упражнение для мышц верхних конечностей или мышц туловища. Если же следующее упражнение даётся также для мышц ног, то оно должно быть направлено уже не на развитие силы мышц, а на расслабление («встряхивание» ног) или на растяжение (маховые движения).

4.   При занятиях с детьми младшего возраста (1 и 2 классов) полезно после сильных по физиологическому эффекту упражнений (бега, сопротивления, прыжков, игр с бегом и т. п.) давать отвлекающие и успокаивающие упражнения или же короткий (до одной минуты) «отдых» (паузу).

5.   При упражнении следует учитывать анатомические особенности мышц и органов, вовлекаемых в работу, и не давать им работу, анатомически им несвойственную (например, стойки на руках, на голове и т. п.)

6.   Во время урока необходимо всё время наблюдать, не является ли заданное упражнение чрезмерно трудным, сильным или нагрузочным и соответственно облегчать упражнение. Однако всякое упражнение должно представлять для детей «трудность», но такую, которую они могут преодолеть.

7.   Необходимо внимательно наблюдать за степенью утомления детей, уметь определять её по внешним признакам и в случае появления таковых (ухудшение качества координации движений, расстройство осанки и вялость в выполнении упражнений, покраснение или побледнение лица, пот на лбу и на лице, одышка и пр.) или ослаблять нагрузку, или прекращать упражнения.

Вводная часть урока должна подготовить организм детей к нагрузке в последующих частях урока. Содержание вводной части урока определяется в зависимости от того, насколько упражнения 2-й и 3-й частей урока сложны и каких усилий они потребуют от детей. Вводная часть урока должна способствовать оживлению деятельности органов дыхания и кровообращения и подготовить мышцы и связки к предстоящей работе. Это достигается ходьбой — обыкновенной и ускоренной, умеренным по темпу и непродолжительным бегом или смешанным передвижением (ходьба — бег), хорошо знакомыми играми с элементами бега (типа перебежек) и общеразвивающими и подготовительными упражнениями, охватывающими мышцы ног, рук, туловища.

Вторая часть урока обычно разрешает задачу изучения новых вариантов упражнений, отличающихся от ранее усвоенных.

Изучение нового требует свежести физических сил. Поэтому новое лучше изучить в первой половине урока. Изучаемые с детьми новые упражнения могут быть самыми разнообразными по форме и характеру: строевые и порядковые упражнения, общеразвивающие и подготовительные упражнения (если их надо разучить), игры, техника ходьбы, бега, прыжков, лазания, преодоление препятствий и пр.

Обычно на уроке изучается не более двух новых упражнений, подготовленных в известной степени предшествующей работой учителя с детьми.

Обучение новому требует иногда постепенного усложнения упражнений. Так, прежде чем выполнить упражнение в равновесии на бревне или буме, дети сначала выполнят его на земле или на рейке гимнастической скамейки.

При изучении новых упражнений применяется или метод целостного овладения упражнением, или метод изучения упражнения по частям. В обоих случаях дети учатся правильному выполнению упражнения на основе показа и объяснения учителя. Показ должен быть «зеркальным», а объяснения — образными и эмоциональными. По мере овладения детьми упражнением показ и объяснение учителя заменяются краткой командой.

Если упражнение или игра хорошо разучены, то в дальнейшем они повторяются уже в 3-й части урока в целях закрепления и совершенствования. При этом внимание учителя направлено на развитие у детей силы, быстроты, ловкости и выносливости. В этих целях упражнения при тренировке выполняются с большей интенсивностью и напряжением, чем при разучивании. Вместе с этим предъявляются всё более повышенные требования к проявлению силы воли, дисциплины, нравственных черт характера — чувства долга, товарищества, коллективизма и пр.

Заключительная часть урока имеет задачей привести организм детей в относительно спокойное состояние и подготовить их к последующим занятиям или отдыху.

Упражнения в этой части урока — ходьба, успокаивающие движения и пр., — заканчиваются остановкой класса в том или ином построении и кратким сообщением учителя об итогах работы. После этого дети возвращаются в классное помещение.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment