Уроки географии в 4 классе

uroki geografii v 4 klasse Обучение в советской школе

Уроки географии в 4 классе посвящены ознакомлению детей с природными богатствами СССР, с трудовой деятельностью народов Советской страны, с социалистическим строительством.

При изучении этого учебного материала внимание детей необходимо сосредоточить прежде всего на том, как меняется взаимодействие между географической средой и хозяйственной деятельностью человека в про – странственно й последовательности — начиная от просторов Северного Ледовитого океана и кончая советскими субтропиками.

Не менее важно на уроках географии показать детям, что взаимодействие между природой и трудом человека коренным образом меняется во времени . Так, несомненно, что это взаимодействие зависит от уровня развития техники.

Взаимная зависимость географической среды и хозяйственной деятельности человека обусловливается также о бщественным строем .

Пороги Днепра в прошлом были для народного хозяйства неблагоприятным фактором. С постройкой же Днепрогэса (т. е. с применением самой передовой техники, что стало возможным в условиях советского строя) район бывших порогов стал давать нашей стране огромное количество электрической энергии.

При капиталистическом строе воздействие человека на природу осуществляется в интересах эксплоататорских классов. Взятое в масштабе целой страны, оно является бесплановым и хищническим. Так, сплошная вырубка лесов вдоль берегов многих рек привела в царской России к серьёзному нарушению водного режима этих рек (резкое усиление весеннего половодья и летнего обмеления); сплошная распашка целинных степей юга России, в том числе на крутых склонах, привела к образованию в этом районе множества оврагов — подлинного бича земледелия, усугубляющего действие засухи.

При социалистической системе хозяйства переделка природы принципиально меняется по своей направленности. Воздействие на природу совершается в интересах трудящихся по общему государственному плану. Так, наряду с рационализацией лесных разработок принимаются меры к улучшению речного судоходства путём устройства плотин и шлюзов, сберегающих весенние воды. Распашка целинных степей ведётся так, чтобы овраги не возникали. Существующие овраги закрепляются в целях предотвращения их дальнейшего роста. Создаются пруды и полезащитные лесные полосы для охраны полей от губительного действия засухи и суховеев и т. д.

На уроках географии на конкретном и доступном материале дети должны также усвоить, что между различными физико-географическими элементами (рельеф, климат, реки и озёра, растительность, животный мир, почвы) существует определённая связь, равно, как существует связь и между различными отраслями народного хозяйства.

Например, тундра расположена по ту сторону полярного круга, вдоль берегов Северного Ледовитого океана. Этот океан даёт незначительное количество испарений. Поэтому в тундре выпадает мало осадков. Вследствие сурового, климата тундре свойственна вечная мерзлота, располагающаяся на небольшой глубине. Несмотря на малое количество осадков, на низинной тундре тем не менее много озёр, болот и рек. Объясняется это тем, что просачивание воды вглубь из-за вечной мерзлоты невозможно, испарение вследствие низких температур незначительно, а сток воды вследствие равнинного характера местности затруднён.

Другой пример. Железная руда Криворожья и коксующиеся угли Донбасса находятся друг от друга на недалёком расстоянии. Добыча этих полезных ископаемых открыла путь для развития чёрной металлургии.

Развитие чёрной металлургии вызывает, в свою очередь, рост промышленности, производящей огнеупорный кирпич для постройки доменных печей и мартенов; усиленную добычу известняка, применяемого при доменном производстве чугуна; постройку густой сети железных дорог, осуществляющих все необходимые перевозки.

Наличие чёрной металлургии способствует развитию машиностроения.

Источник:

Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment