I. Мобилизующий этап
Учитель. Сегодня начнем урок с загадки.
Круглое, румяное, С дерева упало – Любе в рот попало.
Ученик. Это яблоко.
II. Формулирование учащимися темы и цели урока
Учитель. Буква, которую мы будем учиться писать, имеется в отгадке и в имени девочки. Но в имени девочки эта буква пишется по-другому. Назовите эту букву. Скажите, какая она: заглавная или строчная и почему. Сформулируйте тему урока.
Ученик. Это буква Л. Она имеется в слове яблоко и слове Люба. В слове яблоко она строчная. В слове Люба – заглавная, потому что это имя. Тема урока: «Заглавная буква Л». (Учитель записывает тему урока на доске.)
Учитель. Зная тему, поставьте цель урока.
Ученик. Цель урока: учиться писать заглавную букву Л, буквосочетания и слова с этой буквой.
III. Упражнение подготовки руки к письму
IV. Штриховка изображения яблока
V. Работа в прописях по написанию заглавной буквы Л
1) ознакомление учащихся с написанием заглавной буквы Л;
2) письмо учащимися заглавной буквы Л на кальке;
3) письмо учащимися заглавной буквы Л в прописях по образцу и самостоятельно с последующей самопроверкой;
4) письмо буквосочетаний: Ла Лс Лу Лу Лс Ла …
Учитель. Расскажите, какие буквосочетания вы будете писать и в какой закономерности.
Ученик. В первом буквосочетании заглавная буква Л пишется со строчной буквой а. Во втором – заглавная буква Л пишется со строчной согласной с. В третьем – заглавная Л пишется со строчной гласной у. При повторе первое и третье буквосочетания меняются местами. (Учащиеся пишут буквосочетания с комментированием и указанием способа соединения букв.)
VI. Физкультминутка для отдыха
VII. Письмо слов
На доске запись:
Лиски, Лиана, Лука
Ун-ль. Прочитайте записанные на доске слова. (Учащиеся читают вслух).
Учитель. Здесь написаны имя мальчика, имя девочки и название города. Первым мы запишем имя мальчика. В нем все согласные твердые. (Учащиеся пишут слово Лука с комментированием.)
Учитель. Вторым запишем слово, обозначающее имя девочки. В нем один мягкий согласный. (Учащиеся пишут слово Лиана, обосновывая свой выбор и комментируя запись.)
Учитель. Что обозначает слово Лиски ?
Ученик. Слово Лиски – это название города.
Учитель. Что можете сказать о его звуковом составе? (Например, в слове Лиски два мягких согласных. Учащиеся записывают с комментированием слово Лиски.)
VIII. Письмо предложения
На доске запись:
СПРАВКА: кактуса, липы, окна, дороги.
Учитель. Познакомьтесь с записью предложения. Прочитайте слова в справке. Сформулируйте задание.
Ученик. Надо дописать в предложении два слова. В первом должно быть три слога, во втором – два. (Учащиеся предлагают свои варианты: Лист кактуса у окна. Предложение записывается с комментированием.)
IX. Итог урока
Учитель. Что нового узнали на уроке?
X. Рефлексия
Использованная литература:
Бакулина Г.А – Уроки письма в 1 классе к интересу и эффективности – 2007