Работа над новым материалом.
В качестве подготовки к рассмотрению нового следует повторить в устных упражнениях приемы сложения и вычитания (5 + 10, 15 — 10, 15 — 5), основанные на знании десятичного состава чисел от 11 до 19. 1 десяток и 5 единиц образуют число 15, 1 десяток и 5 единиц без 1 десятка — это 5 единиц и так далее.
Затем дать детям возможность самостоятельно разобраться в применении этих приемов для чисел в пределах 100 по верхним рисункам учебника. Пояснения дети должны давать по аналогии с приведенными выше. Для закрепления выполняется упражнение 1 (первая строка).
Специальное внимание следует уделить разбору заданий по уменьшению (увеличению) числа на 1. Ученики знают, что, прибавив к данному числу 1, мы получаем число, следующее за ним при счете, а вычтя 1 — число, которое идет при счете перед ним. Эти знания должны быть перенесены на числа в пределах 100. После нескольких примеров на повторение выполняется упражнение 1 (вторая строка).
Работа над пройденным материалом.
1. Арифметический диктант. В него полезно включить следующее задание. Найдите сумму чисел 10 и 5, прибавьте (вычтите) 1 (сумма 10 + 5 записана на доске). Найдите разность чисел 10 и 5 (разность 10 — 5 записана на доске) и прибавьте ее к 9 (вычтите из 13).
2. Решение задач (упражнения 2, 3). Если у детей возникнут трудности в выборе действия, надо использовать иллюстрацию. Вместо птиц рисуют кружки, зачеркивают столько, сколько было в I задаче, или столько, сколько осталось во II задаче, и записывают решение вычитанием). Полезно сравнить решение задач, чтобы дети увидели, чем задачи и их решения похожи и чем отличаются. В обеих задачах важно, чтобы дети уяснили состав самого большого числа и поняли, из каких частей оно состоит. Если уберем одну часть, получим другую.
Для самостоятельной работы можно дать:
1) составление и решение задач по краткой записи:
Было — 6 пт. Было — 8м.
Прилетели — 5 пт. Отдал — 2м.
Стало — ? Осталось — ?
2) Упражнение 4.