Работа над новым материалом.
Подготовку к рассмотрению нового материала провести на основе практической работы со счетным материалом. Можно заменить ее обведением и раскрашиванием кружков, клеточек и др. Учитель говорит: Положите 8 кружков, отодвиньте в сторону 5 кружков. Сколько кружков осталось? А если придвинем снова оставшиеся 3 кружка, то сколько получим кружков?
Нарисуйте 6 треугольных флажков. Слушайте задачу: Ученица нарисовала б флажков. Когда она раскрасила несколько флажков, то ей осталось раскрасить 2 флажка. Сколько флажков она раскрасила? Как узнать, сколько она раскрасила? Из всех 6 флажков закроем те 2 флажка, которые ей осталось раскрасить. Сколько у нее было раскрашенных флажков? Шесть без двух. Значит, из 6 нужно вычесть 2. Запишем решение: 6 — 2 = 4. Ответ: 4 флажка. Раскрасьте 4 флажка».
Для закрепления рассматривают (читают, повторяют, рисуют, объясняют и решают) задачи из учебника. Объясняют решение так: Выключили 5 лампочек без 2, значит, чтобы узнать, сколько выключили, надо из 5 вычесть 2. Раскрасил 7 яблок без четырех, значит, 7 — 4 = 3. Ответ: 3 яблока.
Подготовка к введению выражений со скобками проходит в ходе выполнения устных упражнений.
Учитель выставляет на наборном полотне заранее приготовленную карточку с записью 7 + 3, предлагает прочитать эту запись, используя слово «сумма», и вычислить сумму. Теперь к сумме чисел 7 и 3 прибавьте 8. На наборном полотне выставляются карточки со знаком «+» и цифрой 8; на нижней полочке под карточкой с записью 7 + 3 ставится карточка с записью числа 10, к 10 прибавляют 8 и получают 18. Аналогично рассматривают случай: К разности чисел 8 и 2 прибавить 10. Затем устно выполняют упражнение 5. Задание читает учитель, а дети следят по учебнику и отвечают. Сумма чисел 5 и 2 равна 7. К 10 прибавить 7, получится 17 и так далее.
Работа над пройденным материалом.
1. Для закрепления знаний по нумерации дать задачи: 1) У девочки 5 монет по 10 рублей и 1 монета в 2 рубля. Сколько всего рублей у девочки? Сколько у нее монет? 2) Сколько зрителей в зале, если 9 рядов по 10 кресел в каждом заняты полностью, а в послед нем, десятом ряду сидит 5 зрителей?
2. Закрепление и проверка усвоения состава чисел от 11 до 18 (устно).
Для самостоятельной работы предложить выполнить упражнение 4 по вариантам: I вариант — первая строка, II вариант — вторая строка. Затем упражнения 3 и упражнение 6.