1. Для закрепления вопросов нумерации провести игру «Веселый счет»: на рисунке или на доске вразброс записаны числа, например от 23 до 35 и от 43 до 55. Кто быстрее найдет на рисунке и покажет числа в порядке возрастания? Можно разбить класс на две команды.
Упражнения в записи двузначных чисел можно начать с разбора двух-трех чисел (например, 34, 43, 40), обозначенных палочками и цифрами на абаке. Сколько десятков палочек? Сколько отдельных палочек? Сколько всего палочек? Какими цифрами записано это число? Что обозначает цифра, стоящая на первом (на втором) месте, считая справа налево?
Затем разобрать упражнение 1 и переписать числа в тетрадь. Полезно, чтобы дети записали несколько чисел под диктовку. Например: Сорока может прожить 25 лет, а ворона — 70 лет; в сентябре 30 дней, а в октябре 31 день. Запишите, какие монеты используются в нашей стране. Запись каждого числа поясняется.
Задания практического характера, аналогичные упражнению 2, можно дать для подготовки к следующему уроку. Упражнение 3, сначала выполняют устно, обыграв это так: Представим, что это номера кресел одного ряда в театре. Какое кресло находится между 41-м и 43-м? Твое кресло 45; мимо каких кресел ты пройдешь? Если в ряду всего 50 кресел, то с какой стороны удобнее пройти к 42-му креслу? к 48-му креслу? И т. п. Затем числа дать для переписывания. При проверке предложить прочитать сначала числа, в записи которых есть нули, потом число, в котором единиц и десятков поровну, потом числа, в которых десятков меньше, чем единиц, и т. п.
Устно разобрать упражнения 4 и 5 (I столбик).
2. В целях закрепления таблиц сложения и вычитания, взаимосвязи между компонентами действий в устные упражнения включить работу по таблице:
Уменьшаемое | 18 | 12 | 13 | 12 | ||
Вычитаемое | 9 | 8 | 5 | 9 | ||
Разность | 6 | 8 | 7 | 3 |
Используя таблицу, выполнить несколько упражнений вида: Из уменьшаемого вычесть разность. При этом дети убедятся, что получается всегда вычитаемое. Эти наблюдения подготовят учеников к решению задач на нахождение неизвестного вычитаемого.
3, Решение задач. Устную работу организовать так: на доске дан рисунок двух корзин, около одной запись «8 кг», около другой — «На 2 кг больше». Предлагается составить условие задачи, поставить вопрос. Задачу решают, затем около второй корзины вместо первой записи появляется другая: «10 кг». Что теперь можно узнать? Составьте задачу. Покажите карточкой, каким действием решите эту задачу. Покажите ответ задачи. Аналогичную работу можно провести с цепочкой задач из упражнения 6. Каждый раз полезно отмечать особенность этих задач: ответ первой задачи входит в условие второй.
Для самостоятельной работы можно предложить упражнения 7, 8 и решение по вариантам примеров из упражнения 5 (I вариант — III столбик, II вариант — IV столбик).