I. Мобилизующий этап
На доске запись:
лук клёв шляпка
л…к кл…в шл…пка
Учитель. Рассмотрите столбики слов. Замените подчеркнутые буквы в первых словах каждого столбика на одну и ту же букву. Назовите получившиеся новые слова. (Учащиеся выполняют задание.)
Учитель. Какой буквой вы заменили подчеркнутые буквы? Какие слова у вас получились?
Ученик. Мы заменили подчеркнутые буквы на букву ю. У нас получились слова люк, клюв, шлюпка.
II. Словарная работа
Учитель. Кто знает, что такое люк?
Ученик. Люк – это закрывающееся крышкой отверстие, например, на палубе корабля, в полу сцены и т.д.
Учитель. Что такое шлюпка?
Ученик. Шлюпка – это лодка с прочным широким корпусом.
III. Формулирование учащимися темы и цели урока
Учитель. Вспомните, какая буква выступала сегодня в роли волшебницы и превращала одни слова в другие. Определите, какая она в этих словах: заглавная или строчная. Сформулируйте тему урока.
Ученик. Сегодня одни слова в другие превращала буква ю. В словах люк, клюв, шлюпка она строчная. Значит, тема сегодняшнего урока: «Строчная буква то». (Учитель записывает тему урока на доске.)
Учитель. Тему урока мы знаем. Поставьте его цель.
Ученик. Цель урока: учиться писать строчную букву ю, буквосочетания и слова с этой буквой.
IV. Упражнение для подготовки руки к письму
V. Работа в прописях по написанию строчной буквы ю
1) ознакомление учащихся с написанием строчной буквы ю, их прописывание;
2) письмо учащимися строчной буквы ю в воздухе;
3) письмо учащимися строчной буквы ю по образцу и самостоятельно;
4) письмо буквосочетаний с буквой ю: лю сю дю
Учитель. Буквосочетания с буквой ю запишем в следующем порядке: первым напишем буквосочетание, в котором согласная буква обозначает глухой парный согласный звук. (Учащиеся пишут буквосочетание сю.)
Учитель. Далее запишем буквосочетание, в котором согласная буква обозначает звонкий парный звук.
Учитель. Расскажите, в какой закономерности вы запишете данные буквосочетания. (Учащиеся пишут буквосочетание дю.)
Учитель. Дайте характеристику последнего буквосочетания.
Ученик. В последнем буквосочетании согласная буква обозначает всегда звонким звук. (Учащиеся пишут буквосочетание лю.)
VI. Физкультминутка для отдыха
VII. Письмо слов
На доске записаны слова:
Люстра, юла, юнга, юбка.
Учитель. Прочитайте записанные на доске слова. Напишите их в порядке увеличения звуков. (Учащиеся доказывают очередность записи каждого слова и записывают их. Выясняется значение слова юнга.)
VIII. Письмо предложения
Па доске запись:
У будущего матроса много дел на корабле.
Учитель. Прочитайте предложение. Скажите, о ком в нем идет речь.
Ученик. В предложении идет речь о будущем матросе.
Учитель. Подумайте, что надо изменить в этом предложении, чтобы в нем уменьшилось количество слов и чтобы оно соответствовало теме урока.
Ученик. В этом предложении надо заменить слова будущий матрос на слово юн/a. (Учащиеся записывают предложение с комментированием.)
Дополнительное задание:
Учитель. Найдите в предложении слово, в котором есть глухой согласный звук.
IX. Итог урока
Учитель. Что нового вы узнали на уроке письма?
X. Рефлексия
Использованная литература:
Бакулина Г.А – Уроки письма в 1 классе к интересу и эффективности – 2007