I. Мобилизующий этап
На доске запись: смех …… стужа смелый
Учитель. Прочитайте написанные столбиком слова. (Учащиеся читают вслух.) К каждому из этих слов подберите близкое по смыслу слово, начинающееся с одной и той же буквы. (Слушаются ответы учащихся. Правильный вариант: хохот, холод, храбрый. Учитель записывает эти слова на доске.)
II. Формулирование учащимися темы и цели урока
Учитель. Найдите согласную букву, которая встречается в словах правого столбика четыре раза. Определите, какая она в этих словах: заглавная или строчная.
Выпишите, какой она будет в начале первого слова предложения. Сформулируйте тему урока.
Ученик. В словах правого столбика {хохот, холод, храбрый) четыре раза встреча- РП и согласная буква х. В этих словах она строчная. В начале первого слова пред- КЖНШЯ она будет заглавной. Значит, тема урока: «Строчная и заглавная буква I, Л». (Учитель записывает тему урока на доске.)
Учитель. Зная тему, поставьте цель урока.
Ученик. Цель урока: учиться писать строчную и заглавную букву х, Х.
III. Упражнение для подготовки руки к письму
IV. Работа в прописях по написанию заглавной буквы х, X
1) ознакомление учащихся с написанием строчной буквы х;
2) письмо учащимися строчной буквы х в воздухе;
3) письмо учащимися строчной буквы х но образцу и самостоятельно;
1) ознакомление учащихся с написанием заглавной буквы X;
5) письмо учащимися заглавной буквы A‘uo образцу и самостоятельно;
(J) письмо буквосочетаний с предварительным формулированием учащимися Шкопомерности записи: Хах Хбх (надо записать буквосочетания, состоящие из заглавной и строчной буквы х, между которыми находятся буквы а и б.)
V. Физкультминутка для отдыха
VI. Письмо слов
На доске записаны слова:
(X, х)абаровск, запа(Х, х), па(Х, х)ал, (X, х)азанов
Учитель. Прочитайте записанные на доске слова. Разделите их на две группы. Какие слова можно отнести к первой группе?
Ученик. К первой группе можно отнести слова Хабаровск, Хазанов. Они пишутся i щглавной буквы, потому что одно слово обозначает название города, а другое – фамилию. Обе буквы находятся в начале слов. (Учащиеся записывают слова пер- ihiii группы.)
Учитель. Какие слова можно отнести ко второй группе?
Ученик. Ко второй группе можно отнести слова запах, пахал. В них имеется г тройная буква х. Она находится в середине слова. (Учащиеся пишут слова второй группы.)
VII. Письмо предложения
Учитель. К какому слову, в котором есть буквах, подходят по смыслу слова запах и нахал! (Слушаются ответы детей. Возможный вариант: хлеб.)
Учитель. О хлебе написано много стихотворений, рассказов, пословиц. Какие вы шлете пословицы? (Учащиеся отвечают.)
Учитель. А теперь давайте вместе составим еще одну пословицу из данных слов:
Обеда, хлеба, нет, соли, без, без. (Слушаются ответы учащихся. Правильный вариант: Без соли, без хлеба нет обеда. Пословица записывается. Обсуждается ее смысл.)
VIII. Итог урока
Учитель. С чем мы познакомились на сегодняшнем уроке?
IX. Рефлексия
Использованная литература:
Бакулина Г.А – Уроки письма в 1 классе к интересу и эффективности – 2007