I. Мобилизующий этап
На доске запись:
СПРАВКА: зимой, поскорей, домой, дверей.
Учитель. Перед вами стихотворение О. Высотской «Холодно», в котором не дописаны последние слова. Прочитайте их в справке. (Учащиеся читают вслух.)
Учитель. Теперь прочитайте строки стихотворения и введите в каждую подходящее по смыслу и рифме слово. (Учащиеся читают по одной стихотворной строке. Учитель восстанавливает в записи пропущенные слова после того, как их назовут Пети. Правильный вариант:
Кто мяукнул у дверей?
– Открывайте поскорей! –
Очень холодно зимой.
Мурка просится домой.)
II. Формулирование учащимися темы и цели урока
Учитель. Определите, что есть общее в последних словах восстановленного сти- Ютворения. Подумайте, на что еще надо обратить внимание и сформулируйте тему урока.
Ученик. Последние слова восстановленного стихотворения оканчиваются на букву й. В этих словах она строчная. Значит, тема урока: «Строчная буква й». ( Учитель записывает тему урока на доске.)
Учитель. Тему мы установили. Поставьте цель урока.
Ученик. Цель урока: учиться писать строчную букву й, буквосочетания и слова с этой буквой.
III. Упражнение для подготовки руки к письму
IV. Работа в прописях по написанию строчной буквы и
1) ознакомление учащихся с написанием строчной буквы й;
2) письмо учащимися строчной буквы й в условиях минимального психического напряжения;
3) письмо учащимися строчной буквы й в прописях по образцу и самостоятельно с последующей самопроверкой;
4) письмо учащимися буквосочетаний: ай йт ый
Учитель. Составьте из данных буквосочетаний цепочку так, чтобы в конце ее был «третий лишний». (Учащиеся предлагают свои варианты. Например, ай ый йт или ый ай йт. Обосновывают порядок их составления. Записывают один из них с указанием способа соединений букв.)
V. Физкультминутка для отдыха
VI. Письмо слов
На доске записаны слова: лай, май, чай.
Учитель. Прочитайте записанные на доске слова. (Учащиеся читают вслух.)
Учитель. Составьте из этих слов цепочку по тому же принципу, что и буквосочетания, учитывая их написание. (Учащиеся предлагают варианты цепочек. Ожидаемый: лай, май, чай. Обоснование: в словах лай, май нет опасных для написания мест. В слове чай есть. Учащиеся записывают цепочку слов с комментированием.)
Учитель. Добавьте к словам лай, май, чай одинаковый слог, чтобы получилось еще три слова. (Учащиеся добавляют слог ка. Называют слова: лайка, майка, чайка.)
Учитель. Запишите слово, которое обозначает название птицы. (Учащиеся записывают с комментированием слово чайка.)
VII. Письмо предложения
На доске запись:
СПРАВКА:рубить, нить, дрова, не.
Учитель. Используя схему и слова из справки, составьте предложение. (Учащиеся предлагают варианты. Правильный: Чай пить – не дрова рубить. Обсуждается смысл пословицы. Предложение записывается с комментированием.)
Учитель. Сгруппируйте слова по количеству имеющихся в них слогов.
Учитель. Назовите слово, написание которого требует проверки.
VIII. Итог урока
Учитель. Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
IX. Рефлексия
Использованная литература:
Бакулина Г.А – Уроки письма в 1 классе к интересу и эффективности – 2007