I. Мобилизующий этап
На доске рисунок с изображением ёжика и запись:
Ползун …, иголки ….
Учитель. Начнем урок с составления загадки. Посмотрите на рисунок, скажите, про кого мы составим загадку.
Ученик. Мы составим загадку про ёжика.
Учитель. Два слова из загадки нам известны. Прочитайте их. (Учащиеся читают записанные на доске слова.)
Учитель. Добавьте к ним два слова, поставьте их вместо точек, чтобы получилась загадка. (Учащиеся предлагают свои варианты. При затруднении можно дать слова в справке. Ожидаемый вариант загадки: Ползун ползет, иголки несет.)
II. Формулирование учащимися темы и цели урока
Учитель. Найдите в двух словах загадки такую же букву, которая имеется в отгадке. Скажите, какая она: заглавная или строчная. Сформулируйте тему урока.
Ученик. В словах ползёт, несёт и ёж имеется буква ё. Она строчная. Значит, тема урока: «Строчная буква е». (Учитель записывает тему урока на доске.)
Учитель. Тему урока мы знаем. Теперь поставьте цель урока.
Ученик. Цель урока: учиться писать строчную букву ё, буквосочетания и слова с этой буквой.
III. Упражнение для подготовки руки к письму
IV. Работа в прописях по написанию строчной буквы ё
1) Ознакомление учащихся с написанием строчной буквы ё;
2) Письмо учащимися буквы ё по образцу и самостоятельно;
Учитель. Составьте буквосочетания с буквой ё. В качестве согласных в них должны быть буквы ни ж. С одной из них составьте слог-слияние, с другой – обратный слог. (Учащиеся составляют и называют слоги. Учитель записывает их на доске: не ёж.)
Учитель. Запишите эти буквосочетания, увеличивая при каждом повторе количество букв ё на одну. (Учащиеся выполняют задание: не ёж неё ёёж нёёё ёёёж.)
V. Физкультминутка для отдыха
VI. Письмо слов
На доске слова:
Берёза, перышки, серёжки, перепёлка.
Учитель. Прочитайте записанные на доске слова. (Учащиеся выполняют задание.)
Учитель. Кто знает, что обозначает слово перепёлка!
Ученик. Перепёлка – это птица. (Учитель показывает картинку с изображением перепёлки.)
Учитель. Посмотрите на картинку. Скажите, перепёлка большая птица или маленькая птичка.
Ученик. Перепёлка – это маленькая птичка.
Учитель. Это птичка полевая или лесная?
Ученик. Это полевая птичка.
Учитель. Какое у нее оперение?
Ученик. У перепёлки пёстрое оперение.
Учитель. Скажите полностью, кто такая перепёлка.
Ученик. Перепёлка – это маленькая птичка с пёстрым оперением.
Учитель. Составьте из данных четырех слов две пары, объединив их по смыслу. Назовите первую пару.
Ученик. Первая пара: перепёлка – перышки. У перепёлки есть перышки. (Учащиеся записывают эту пару слов.)
Учитель. Назовите вторую пару слов.
Ученик. Вторая пара: берёза – серёжки. У березы есть серёжки. (Учащиеся записывают вторую пару слов.)
VII. Письмо предложения
Учитель. Мы сегодня сами сочинили загадку, составили буквосочетания, объединили слова в пары. Все это мы делали, чтобы быть умнее. А зачем человеку нужен ум? Это вы узнаете, если определите, какое слово пропущено в предложении:
Сила ломит все, а … силу.
(Учащиеся высказывают свои предположения. Правильный вариант: Сила ломит все, а ум силу.
Учащиеся записывают предложение с комментированием.)
VIII. Итог урока
Учитель. Что вы можете сказать о работе на сегодняшнем уроке?
IX. Рефлексия
Использованная литература:
Бакулина Г.А – Уроки письма в 1 классе к интересу и эффективности – 2007