I. Мобилизующий этап
Учитель. Ребята, я сейчас расскажу одну историю, а вы, прослушав ее, должны ответить на вопрос: «Кто хозяин собаки?» У Захара и Жоры жила собака. Ее звали Жук. Захар и Жора подобрали Жука с перебитой лапой. Они ухаживали за ним. Жук выздоровел, а Захар и Жора каждый день спорили: «Кто хозяин Жука ?» Однажды они гуляли но лесу. Жук бежал впереди. Вдруг на Жука напала большая собака. Захар закричал и залез на дерево. А Жора не убежал. Он взял палку и отогнал чужую собаку.
(По В. Осеевой)
Вспомните вопрос и ответьте на него.
Ученик. Хозяин Жука Жора, потому что он не испугался опасности и бросился защищать свою собаку.
II. Формулирование учащимися темы и цели урока
Учитель. Назовите из рассказанной истории слова, которые пишутся с одной и той же заглавной буквы. Сформулируйте тему урока.
Ученик. В этой истории слова Жора и Жук пишутся с заглавной буквы Ж, потому что Жора – это имя мальчика, а Жук – кличка собаки. Значит, тема урока: «Заглавная буква Ж». (Учитель записывает тему урока на доске.)
Учитель. Тему вы сформулировали правильно. Теперь поставьте цель урока.
Ученик. Цель урока: учиться писать заглавную букву Ж, буквосочетания и слова с этой буквой.
III. Упражнение для подготовки руки к письму
IV. Работа в прописях по написанию заглавной буквы Ж
1) ознакомление учащихся с написанием заглавной буквы Ж;
2) письмо учащимися заглавной буквы Ж на планшете;
3) письмо учащимися заглавной буквы Ж в прописях по образцу и самостоятельно с последующей взаимопроверкой;
4) письмо буквосочетаний: ЖоЖЖу
Учитель. Расскажите, какие буквосочетания вы будете писать и в какой закономерности.
Ученик. В первом буквосочетании заглавная буква Ж пишется со строчной буквой о. Во втором – заглавная буква Ж пишется со строчной буквой у. Между первым и вторым буквосочетаниями пишется одиночная заглавная буква Ж. ( Учитель указывает на способ соединений букв. Учащиеся записывают буквосочетания.)
V. Физкультминутка для отдыха
VI. Письмо слов
На доске записаны слова:
Жук, Жора, Жанна.
Учитель. Прочитайте записанные на доске слова. Составьте из них цепочку так, чтобы первое и третье слова объединялись по какому-либо признаку, а второе отличалось от них.
Ученик. Можно составить цепочку Жора, Жук, Жанна. Первое и третье слова – это имена людей, г. Жук – кличка собаки.
Ученик. Можно составить такую же цепочку Жора, Жук, Жанна, но по количеству звуков. В словах Жора и Жанна по четыре звука, а в слове Жук – три. (Учащиеся записывают с комментированием составленную цепочку.)
VII. Письмо предложения
Учитель. У Жоры и Жанны есть собаки, которых они очень любят.
Жоре дорог Жук, а Жанне ….
Учитель. Прочитайте незаконченное предложение. Добавьте в него подходящее но смыслу и теме слово. (Учащиеся предлагают свои варианты. Выбирается и записывается один из них с комментированием. Например, Жоре дорог Жук, а Жанне Женни.)
Учитель. Назовите слова, в которых не ставится ударение. Объясните, почему.
VIII. Итог урока
Учитель. Что бы вы написали о сегодняшнем уроке в сочинении-миниатюре?
IX. Рефлексия
Использованная литература:
Бакулина Г.А – Уроки письма в 1 классе к интересу и эффективности – 2007