I. Мобилизующий этап
На доске записана скороговорка:
На крыше у Шуры жил журавль Жура.
Учитель. Прочитайте скороговорку. (Дети читают вслух.)
Учитель. Проведем конкурс и выявим ученика, который большее количество раз без ошибок произнесет эту скороговорку. (Проводится конкурс. Выявляется победитель.)
II. Формулирование учащимися темы и цели урока
Учитель. В скороговорке, которую вы произносили на конкурсе, найдите согласную букву, встречающуюся два раза. Установите, чем отличается написание этой буквы в первом и втором слове. Сформулируйте тему урока.
Ученик. В скороговорке два раза встречается согласная буква ш. В первом слове она строчная, во втором – заглавная. Значит, тема сегодняшнего урока: «Строчная и заглавная буква ш, III». (Учитель записывает тему урока на доске.)
Учитель. Тему урока мы знаем. Поставьте его цель.
Ученик. Цель урока: учиться писать строчную и заглавную букву ш, III и слова с .пой буквой.
III. Упражнение для подготовки руки к письму
IV. Работа в прописях по написанию строчной и заглавной буквы ш, Ш
1) ознакомление учащихся с написанием строчной буквы ш;
2) письмо учащимися строчной буквы ш в прописях по образцу и самостоятельно;
3) ознакомление учащихся с написанием заглавной буквы III;
4) письмо учащимися заглавной буквы Шв прописях по образцу и самостоятельно;
VI. Письмо слов
На доске запись:
Шило (фамилия) – шило (?)
Шея (поселок) – шея ( ?)
Шарик ( ?) – шарик (?)
Учитель. Прочитайте пары слов. Расскажите об их написании.
Ученик. Слово Шило пишется с заглавной буквы, если обозначает фамилию. Слово шило пишется с маленькой буквы, если обозначает название инструмента. (Далее рассуждение проходит в аналогичном порядке. После этого пары слов закрываются или стираются. Вместо них появляется новая запись:
Кличка —> часть тела —>• фамилия —> инструмент —>•
название поселка —> предмет круглой формы.)
Учитель. Запишите по памяти слова, о которых мы говорили, чтобы они соответствовали данной записи. (Учащиеся выполняют задание в коллективной форме.)
VII. Письмо предложения
На доске запись:
в мешке не утаишь.
Учитель. Перед вами пословица, в которой не записано первое слово. Прочитайте эту запись. (Дети читают вслух.)
Учитель. Добавьте в данную запись одно из тех слов, которые вы недавно записали. В нем должно быть четыре буквы и четыре звука. (Слушаются и обсуждаются ответы учащихся. Записывается правильный вариант: Шила в мешке не утаишь. Устанавливается смысл пословицы.)
Учитель. Назовите слова с проверяемым и непроверяемым написанием. (Учащиеся объясняют написание слов утаишь, в мешке, шила.)
VIII. Итог урока
Учитель. Какую букву вы учились сегодня писать? В каких случаях пишется строчная шив каких – заглавная Ш?
IX. Рефлексия
Использованная литература:
Бакулина Г.А – Уроки письма в 1 классе к интересу и эффективности – 2007