I. Мобилизующий этап
На доске иллюстрация к потешке и записанная с пропуском некоторых слов потешка:
Учитель. Познакомьтесь с записью потешки, в которой пропущены некоторые слова. Восстановите эти слова, сопоставив запись потешки с иллюстрацией к ней.
В процессе коллективной работы восстанавливается и прочитывается потешка:
II. Формулирование учащимися темы и цели урока
Учитель. А теперь сформулируйте тему урока. Я вам немного в этом помогу. Буква, которую мы будем сегодня писать, находится в одном из слов восстановленной вами потешки. Она не обозначает звука. Какая это буква? Где она находится?
Ученик. Это буква мягкий знак. Она не обозначает звука. Находится в слове селезень. (Учитель записывает тему урока на доске.)
Учитель. Зная тему, поставьте цель урока.
Ученик. Цель урока: учиться писать строчную букву мягкий знак и слова с этой буквой.
III. Упражнение для подготовки руки к письму
IV. Работа в прописях по написанию строчной буквы ь
1) ознакомление с написанием ь;
2) письмо учащимися ь мокрой кисточкой на доске;
3) письмо учащимися ь в прописи по образцу и самостоятельно с последующей самопроверкой;
4) письмо буквосочетаний с определением закономерности записи: пь мья пьь мьяя … (при каждом повторе после п увеличивается число ь, а в следующем буквосочетании увеличивается число последних букв на одну.)
V. Физкультминутка для отдыха
VI. Письмо слов
На доске записаны слова:
сыновья, дочь, гусь, журавль.
Учитель. Я сейчас вам расскажу небольшую историю. А вы выполните задание, которое в ней предусматривается. В одной семье жили два сына и дочь. Жили они дружно и весело. Помогали друг другу. Вместе проводили время. Однажды вечером они решили заняться рисованием. Сыновья нарисовали птицу, в названии которой все согласные по звонкости-глухости парные. Дочь изобразила птицу, в названии которой только два парных по звонкости-глухости согласных. Кто каких птиц нарисовал? (Учащиеся дают устный ответ.)
Учитель. Запишите составленные пары слов. (Учащиеся записывают: сыновья – гусь дочь – журавль.)
VII. Письмо предложения
На доске или карточках запись:
Учитель. Прочитайте слова в столбике. Составьте из них две стихотворные строчки, чтобы они соответствовали записи с многоточием. Многоточие означа-
ет одно слово. (Учащиеся работают в парах или группах. Проводится проверка. Правильный вариант:
Бабушка с мамою, папа и я,
Мы называемся вместе семья.
(Л. Куклин)
Учащиеся записывают предложение с комментированием.)
VIII. Итог урока
Учитель. Сопоставьте цель и нашу работу на уроке. Сделайте вывод.
IX. Рефлексия
Использованная литература:
Бакулина Г.А – Уроки письма в 1 классе к интересу и эффективности – 2007