I. Мобилизующий этап
Учитель. Начнем урок с литературной загадки. Я прочитаю несколько строк. Вам надо определить, из какого они произведения и кто его автор.
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам –
Стыд и срам!
Стыд и срам!
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
Учитель. Это строки из стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр».
II. Формулирование учащимися темы и цели урока
Учитель. Определите букву, с которой начинается фамилия автора. Скажите, какая она: заглавная или строчная и почему. Сформулируйте тему урока.
Ученик. Фамилия автора начинается на букву Ч. Она заглавная. Значит, тема урока: «Заглавная буква У». (Учитель записывает тему урока на доске.)
Учитель. Тему мы установили. Поставьте цель урока.
Ученик. Цель урока: учиться писать заглавную букву Ч, буквосочетания и слова с этой буквой.
III. Упражнение для подготовки руки к письму
IV. Работа в прописях по написанию заглавной буквы Ч
1) ознакомление учащихся с написанием заглавной буквы Ч;
2) письмо учащимися заглавной буквы Ч в воздухе;
3) письмо учащимися заглавной буквы Ч в прописях по образцу и самостоятельно;
4) письмо буквосочетаний: <
Учитель. Буквосочетания, которые мы будем писать, вы определите самостоятельно. Первое буквосочетание является первым слогом в фамилии автора, который написал «Мойдодыр».
Ученик. Это буквосочетание Чу. (Учитель записывает буквосочетание на доске.)
Учитель. Во втором буквосочетании первая буква соответствует теме урока. Со второй – начинается второй слог в той же самой фамилии.
Ученик. Это буквосочетание Чк. (Ученик обосновывает свой ответ. Учитель записывает буквосочетание на доске. Указывает способ соединения букв в обоих буквосочетаниях. Учащиеся записывают буквосочетания.)
VI. Письмо слов
Учитель. Слова, которые мы сегодня запишем, вы тоже определите самостоятельно. Первое слово обозначает имя героя одного из рассказов А. Гайдара. Он был братом Гека.
Ученик. Это Чук. (Учащиеся записывают слово Чук. Выделяют в нем орфограммы.)
Учитель. Второе слово обозначает имя сказочного героя. Автор сказки Джанни Родари. В сказке рассказывается о луковой семье. Отца звали Чиполлоне. Имена старших братьев: Чиполетто, Чиполотто, Чиполочча, Чиполучча и другие. Как звали самого младшего?
_ . Ученик. Самого младшего звали Чиполлино. (Учащиеся записывают с комменти- 64
рованием слово Чиполлино.)
На доске запись:
Чук и Чиполлино – … герои.
СПРАВКА: сказочные, литературные.
Учитель. Прочитайте предложение с пропущенным словом и слова в справке. (Учащиеся читают вслух.)
Учитель. Сформулируйте задание.
Ученик. В предложение надо вставить пропущенное слово, выбрав подходящее из справки.
Учитель. Какое же слово подходит?
Ученик. Подходит слово литературные, потомучто Чук – не сказочный герой. (Учащиеся записывают предложение.)
Учитель. Назовите слова из предложения, в которых могут быть допущены ошибки по одной и той же причине.
Учитель. Коротко расскажите о своей работе на уроке в порядке ее проведения.
IX. Рефлексия
Использованная литература:
Бакулина Г.А – Уроки письма в 1 классе к интересу и эффективности – 2007