Работа над новым материалом.
В порядке подготовки предложить детям заменить пример 8 + 8 + 8 + 8 + 8 примером на умножение и объяснись, что показывает каждое число в примере на умножение.
Объяснение нового материала можно провести так: Сегодня вы научитесь решать примеры на умножение. Надо узнать, сколько получится, если 5 умножить на 3 запись: 5 • 3. Заменим пример на умножение примером на сложение и вычислим сумму. Что показывает первое число в примере на умножение? Какое число берется слагаемым. А второе число? Сколько слагаемых в сумме. Какой получится пример на сложение? 5 + 5 + 5. Вычислим сумму. 15. Какой же результат будет в примере на умножение? Тоже 15. Запись: 5 • 3 = 15
5 + 5 + 5 = 15
Полезно и в этом случае ознакомить детей с планом рассуждения при выполнении замены произведения суммой:
1) сказать, что показывает каждое число в примере на умножение;
2) записать или назвать сумму одинаковых слагаемых;
3) вычислить сумму и назвать результат примера на умножение.
Для закрепления надо выполнить упражнение 1. Два-три примера решить с записью на доске и в тетрадях, а остальные — устно.
По схематическим рисункам упражнения 2 дети составляют задачи. Учитель может подсказать, что здесь квадратами изображены, например, тетради, а кружками — мячи. Каждую из составленных задач дети решают устно, причем они могут решить ее как умножением, так и сложением. Учителю надо записать оба решения на доске, а дети должны объяснить, почему можно решить задачу умножением.
Работа над пройденным материалом.
1. Устные упражнения. Для закрепления вычислительных навыков можно включить примеры-«цепочки» на сложение и вычитание (48 — 8 — 8, 36 + 4 — 9 и т.п.), частично используя упражнения 7 и 4. Дети могут показывать карточки с цифрами, обозначающими пропущенное число.
2. Решение задачи. Решение может быть выполнено устно. Когда из коробки продали 7 кг печенья, там осталось 5 кг. Сколько килограммов печенья было в коробке? Полезно предложить детям составить похожую задачу, которая решается так 9 + 6 = 15. Ответ: 15.
Составную задачу упражнения 3 записать кратко на доске. Разбор провести с теми детьми, которые не смогут сами решить задачу.
Для самостоятельной работы после подробного комментирования первых двух примеров можно предложить упражнение 6, а также упражнения 5 и 7.