Урок 4. Дециметр, измерение длины отрезка с помощью дециметра и сантиметра.

urok 4 deczimetr izmerenie dliny otrezka s pomoshhyu deczimetra i santimetra Сотня. Числа от 1 до 100

Работа над новым материалом.

Знакомство с дециметром проводят в ходе практической работы. Для каждого ребенка должны быть изготовлены из бумаги модели дециметра и сантиметра, тогда дети смогут сопоставить дециметр и сантиметр (сравнить полоски), затем рассмотреть верхний рисунок на странице учебника, выполнить практические упражнения по измерению с помощью этих моделей. Например: Рассмотрите отрезок (упражнение 1). Измерьте его длину с помощью моделей дециметра и сантиметра. Сколько раз уложился дециметр? (Один раз.) Еще раз можно уложить дециметр? Нет, он не умещается. Чем можно измерить оставшуюся часть отрезка? Сантиметром. Сколько раз уложился сантиметр? 2 раза. Длина этого отрезка 1 дм 2 см.

Учитель показывает, как это записывается. Затем дети чертят в тетради отрезок такой длины: сначала откладывают дециметр, а затем 2 раза по сантиметру, записывают, чему равна длина отрезка.

Выполняя упражнение 2 с использованием линейки, дети устанавливают, сколько сантиметров уложится в отрезке длиной 1 дм 6 см и т. д.

В ходе упражнений (главным образом практических) дети должны получить наглядное представление о соотношении таких единиц измерения, как дециметр и сантиметр: 10 см составляют 1 дм или 1 дм равен 10 см. На этой основе выполнить упражнение 3. Например, сравнивая 14 см и 4 дм, учащиеся рассуждают так: 4 дм — это 4 десятка сантиметров, или 40 см; 14 см меньше, чем 40 см, значит, 14 см меньше, чем 4 дм. Полезно, чтобы, выполняя сравнение, дети показывали примерную длину сравниваемых отрезков.

Работа над пройденным материалом.

1. Повторение состава чисел. 14 — это 10 и сколько? 9 и сколько? 8 и сколько? 7 и.сколько? Можно записать полученные суммы так:

14 = 10 + 4
14 = 9 + 5
14 = 8 + 6
14 = 7 + 7

Или так:

 14
 10 4
 9 5
 8 6
 7 7

Полезно выделить случаи представления числа в виде суммы одинаковых слагаемых, записать в тетрадях и выучить: 10 = 5 + 5, 12 = 6 + 6 и т. д.

2. Решение задач (упражнения 4 и 5). Сначала следует напомнить детям, какие монеты и купюры есть в нашей стране, затем спросить: Какими денежными знаками может дать сдачу кассир, если ему надо выдать 11 р., 12 р., 13 р., и т. д. до 20 р.? При ответах дети должны использовать схематические рисунки денежных знаков (прямоугольники с числами 10, 5, 3, 1). Какими двумя одинаковыми монетами можно разменять монету в 10 рублей?

Далее можно решить задачу 4 из учебника.

После этого полезно вместе с детьми составить задачу на нахождение известного уменьшаемого, поставив вопрос: Сколько денег дала в кассу мама? Затем предложить задачу: У мальчика было 12 марок, российских и зарубежных поровну. Сколько было российских и сколько зарубежных марок? А если известно, что российских марок было больше, чем зарубежных, то сколько могло быть тех и других марок? (Решают подбором чисел в равенстве: 12 =   +  )

Для самостоятельной работы можно дать упражнения 5, 6. Задачу сначала читают и разбирают под руководством учителя.

Каталог сайтов Всего.ру
Rate article
Основы методики начального образования
Add a comment