I. Мобилизующий этап
На доске записано стихотворение:
Гнездо
У воробышка весь дом
Называется гнездом.
Только птица
Уместиться
Может в нем!
Я пожил бы там – и вылез, Чтобы здесь пожить опять.
Мы с птенцами бы учились
Потихонечку летать.
(В. Лапин)
Учитель. Начнем урок с чтения стихотворения В. Лапина «Гнездо». Во время чтения попытайтесь сосчитать, сколько в стихотворении имеется предложений. (Учащиеся читают стихотворение вслух. Сразу после прочтения текст стихотворения закрывается.)
Учитель. Сколько вы насчитали предложений?
Ученик. В этом стихотворении четыре предложения.
II. Формулирование учащимися темы и цели урока
Учитель. С какого слова начинается третье предложение?
Ученик. Третье предложение начинается со слова??.
Учитель. В чем особенность этого слова?
Ученик. В этом слове одна буква.
Учитель. Назовите букву, которая составляет первое слово в третьем предложении. Скажите, какая она: заглавная или строчная. Сформулируйте тему урока.
Ученик. Это буква Я. Она заглавная. Значит, тема урока: «Заглавная буква Я». (Учитель записывает тему урока на доске.)
Учитель. Тема известна. Поставьте цель урока.
Ученик. Цель урока: учиться писать заглавную букву Яп слова с этой буквой.
III. Упражнение для подготовки руки к письму
IV. Работа в прописях по написанию заглавной буквы Я
1) ознакомление учащихся с написанием заглавной буквы Я;
2) письмо учащимися заглавной буквы Я я воздухе;
3) письмо учащимися заглавной буквы Я в прописи по образцу и самостоятельно с последующей самопроверкой;
V. Физкультминутка для отдыха
VI. Письмо слов
На доске запись:

Учитель. Используя данную таблицу, составьте три имени.
Ученик. По таблице можно составить такие имена: Яна, Яков, Ярослав.
Учитель. Запишите имя, которое можно выделить по месту ударения. (Учащиеся выделяют слово Ярослав, обосновывают свой выбор и записывают слово.)
Учитель. Вторым запишите имя, в котором нет глухих согласных звуков. (Учащиеся выделяют слово Яна, обосновывают свой выбор и записывают слово.)
VII. Письмо предложения
![]() |
|

Учитель. Давайте познакомим Ярослава и Яну с новой пословицей. С помощью данных фигур составьте ее и назовите.
Ученик. Язык до Киева доведет. (Учащиеся обсуждают смысл пословицы и записывают ее с комментированием.)
Учитель. Назовите слово, в котором есть два ошибкоопасных места. (Учащиеся работают со словами язык, Киева.).
Учитель. Расскажите, о своей работе на уроке. Выделите наиболее понравившуюся его часть.
IX. Рефлексия
Использованная литература:
Бакулина Г.А – Уроки письма в 1 классе к интересу и эффективности – 2007